В Туркменистане солдат-срочник сбежал в Афганистан. Его смогли вернуть

Автор -

В конце декабря 2024 года в Туркменистане солдат-срочник сбежал из воинской части в соседний Афганистан. Как рассказал источник turkmen.news в одном из силовых ведомств, молодой человек (его имя не называется) хотел примкнуть к некоему радикальному движению. Спустя несколько дней усилиями дипломатов и военных его вернули.

За несколько дней до Нового года в приграничных с Афганистаном воинских частях Марыйского велаята для офицерского состава ввели казарменное положение. Как оказалось, это не обычное усиление накануне праздников: из одной из частей сбежал срочник. По информации источника turkmen.news в силовых ведомствах страны, юноша служил в пехоте, а не в пограничных войсках, однако даже он смог найти лазейку на границе Туркменистана с Афганистаном. 26 декабря солдат перешел на территорию соседнего государства, сняв свою форму и бросив ее на колючей проволоке.

Мотивы дезертирства поначалу были непонятны. В части, где служил парень, случаев жестокой дедовщины, которая могла бы толкнуть его на побег через границу, не было. Спустя несколько дней молодого человека смогли вернуть в Туркменистан. Источник заявил, что парня усилиями дипломатов и военных смогли выкупить за большие деньги. Позже стала известна и причина его побега. По сведениям источника, беглец планировал примкнуть в Афганистане к некоему радикальному движению или группировке. Выяснилось, что еще до призыва в армию он был подписан на разные блоги и каналы на религиозные темы.

К какой конкретно группировке хотел примкнуть молодой человек, неизвестно. В Афганистане, кроме де-факто правящего «Талибана», действует дружественная ему «Аль-Каида» и, наоборот, враждебное «Исламское государство». В международном сообществе эти организации считаются террористическими и экстремистскими, преследующими военно-политические, а не религиозные цели. Тем не менее им удается вербовать новых последователей с помощью якобы религиозного проповедничества и манипуляций чувствами верующих, чьи права попираются.

Нынешний дезертир — далеко не первый в Марыйском велаяте за последние годы. Turkmen.news стали известны подробности еще одного недавнего случая, противоположного по характеру. Как рассказал источник, его действующим лицом оказался солдат из, по-видимому, обеспеченной семьи. Он был адъютантом командира одной из частей велаята и полностью его обеспечивал: регулярно накрывал ему стол, покупал сигареты, алкоголь, пополнял баланс телефона за свой счет. Взамен адъютант жил вне армейского распорядка, мог в любое время брать увольнение, пользоваться телефоном с интернетом. С замполитом части молодой человек тоже был в хороших отношениях: они всегда обедали и ужинали за одним столом — естественно, за счет солдата.

В один из сентябрьских дней, принимая очередное угощение, замполит поделился, что хотел бы заняться цементным бизнесом: покупать подешевле, а продавать подороже. Солдат вызвался с этим помочь: якобы он знал, где достать дешевый цемент. Он взял у замполита 34 тысячи манатов (около $1750) — и пропал. Его объявили дезертиром, искали по всему Мары и даже Ашхабаду. А спустя несколько дней нашли в отеле «Гями» на Авазе. Сам молодой человек объяснил, что сбежал, потому что… замполит вымогал у него 34 тысячи манатов.

На заседаниях Государственного совета безопасности регулярно звучат отчеты руководителей силовых ведомств, в частности, министра обороны и начальника Государственной пограничной службы. И в конце 2024 года состоялось такое заседание по итогам года. Министр обороны Бегенч Гундогдыев доложил президенту Сердару Бердымухамедову о «создании надлежащих условий для плодотворной службы и быта защитников Отечества, повышения профессионализма офицеров» и, в общем, «об упрочении обороноспособности Отчизны».

С оптимизмом отчитался и начальник Государственной пограничной службы Язгельды Нурыев — о «создаваемых условиях для придания эффективности службы», об «оснащении подразделений современной техникой и оборудованием».

В докладах и рапортах все выглядит радужно и убедительно, реальная же картина совсем другая. Военкомы продолжают брать взятки у призывников; офицеры, не выдерживая бытовой неустроенности и низких зарплат, увольняются и покидают страну; в частях процветают дедовщина и поборы, пьянство среди командиров; солдат-срочников не готовят к боям, а заставлют собирать хлопок или фисташки.

Неудивительно поэтому, что уже за первые дни наступившего 2025 года поступило несколько сообщений об удручающей ситуации в туркменской армии. Нынешний случай дезертирства — о том же, и он напоминает: пока в Туркменистане имеет место все вышеперечисленное, государственная граница, похоже, не будет на замке.

Поделитесь новостью