Минэкономики Кыргызстана вынесло на обсуждение проект постановления об ЭТТН

Автор -

Минэкономики КР опубликовало на общественное обсуждение проект постановления Кабмина о внедрении электронных товарно-транспортных накладных (ЭТТН).

Новые предложения освобождают от использования ЭТТН:

▪️торговцев на рынках и мелкооптовых продавцов, работающих по сниженной ставке единого налога (0.5–1%);
▪️субъектов свободной торговли на рынках «Дордой» и «Кара-Суу».

Эти категории смогут применять упрощенные электронные или бумажные счета-фактуры.

Для подакцизных товаров, таких как алкоголь, табак, ГСМ, лекарства и медицинские изделия, ЭТТН останется обязательной.

Кроме того, согласно новым поправкам:

▪️для предпринимателей, зарегистрированных по пониженным ставкам налога, и налогоплательщиков с особыми режимами торговли, введут поэтапное применение ЭТТН для сахаросодержащих напитков.

▪️В зонах торговли с особыми режимами, таких как ТРК «Дордой» или «Тураталы эл базары» («Кара-Суу»), импорт товаров осуществляется с оформлением ЭСФ с шестизначным кодом ТН ВЭД, но без применения ЭТТН. При продаже товаров другим субъектам в таких зонах налогоплательщики могут выбрать оформление бумажного или электронного счета-фактуры. Внутри зоны торговли между зарегистрированными субъектами не применяются ЭТТН, ЭСФ и ККМ.

▪️Импортер товаров в Кыргызстан, планируя их реализацию другим субъектам, зарегистрированным вне зоны торговли с особым режимом, обязан учесть товары в модуле ЭТТН и оформить ЭСФ и ЭТТН согласно общим правилам с 10-знаковым кодом ТН ВЭД.

А сам Кабмин рассмотрит возможность улучшения системы ЭТТН, включая корректировку документов, отмену обязательного указания кодов идентификации товаров (маркировки) и другие упрощения.

В справке-обосновании говорится:

Предпосылками к внедрению данного проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики являются возникновение ряда проблем и определенного социального напряжения, таких как:

— возросшая нагрузка на субъектов предпринимательства. Субъекты малого среднего предпринимательства выразили беспокойство по поводу дополнительных затрат, связанных с внедрением системы ЭТТН, а также необходимости закупать новое оборудование и обучать наемных работников. Особенно это касалось бизнеса, работающего по патентной системе налогообложения, который теперь вынужден был предоставлять более полную информацию о своем товарообороте;
— опасения по поводу увеличения налоговой нагрузки. Субъекты предпринимательства опасались, что система ЭТТН приведет к увеличению их налоговой нагрузки, так как налоговые органы получат доступ к более точной информации о реальных объемах их оборота;
— социальное напряжение и протесты бизнеса. Система ЭТТН вызвала протесты в ряде предпринимательских объединений, особенно среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Многие предприниматели опасаются, что внедрение ЭТТН сделает их более уязвимыми к налоговым проверкам и увеличит административные расходы;
— неграмотность субъектов предпринимательства. Одной из существенных проблем, связанных с внедрением ЭТТН, стала недостаточная подготовленность и низкий уровень цифровой грамотности среди части субъектов малого и среднего предпринимательства. Множество малых и средних предпринимателей столкнулись с трудностями в освоении новой системы, что привело к замедлению процесса ее внедрения и дополнительным трудностям при работе с налоговыми органами. Неграмотность в области работы с электронными документами и онлайн-системами также создала дополнительные барьеры для нормального функционирования ЭТТН;
— проблемы дальнейшего учета товаров субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе на рынках и мини-рынков. Проблемой внедрения системы ЭТТН также является отсутствие ЭТТН и ЭСФ на товары со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на оптовых рынках и мини-рынках. Многие представители этих рынков, при обсуждении ситуации выражают неготовность ведения учета реализуемых товаров и выписки электронных документов;
— отсутствие технического оборудования. Отсутствие необходимой технической оснащенности и инфраструктуры стало препятствием для реализации вышеуказанных аналитических и контрольных функций, процессов интеграции и упрощения системы. Эти технические ограничения существенно замедлили процесс модернизации и внедрения новых решений по ЭТТН.
С учетом текущего уровня социальной напряженности и недовольства со стороны бизнеса, а также проблем с обучением и цифровой грамотностью, распоряжением Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики от 31 декабря 2024 года № 685 была образована межведомственная рабочая группа по вопросу дальнейшего внедрения ЭТТН, где задачами данной рабочей группы являются оказание поддержки субъектов предпринимательства путем упрощения применения ЭТТН и ЭСФ для отдельных категорий субъектов предпринимательства.

Данной межведомственной рабочей группой были предоставлены следующие решения проблем внедрения ЭТТН:

1) применение ЭТТН полностью для всей цепочки подакцизных групп товаров (ГСМ, алкогольной продукции, табачной продукции, лекарств и медицинских изделий), при этом для предпринимателей, зарегистрированных по пониженным ставкам единого налога и налогоплательщикам налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом ввести этапность внедрения применения ЭТТН для сахаросодержащих напитков;
2) производителями, импортерами, крупными поставщиками и дистрибьюторами поставка остальных товаров до субъектов предпринимательства, зарегистрированных по пониженным ставкам единого налога (0 %, 0,1%, 0,5% и 1 %) и налогоплательщикам налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом осуществляется с оформлением ЭТТН.
При этом, дальнейшая цепочка реализации товаров, по выбору налогоплательщика осуществляется посредством оформления бумажной счет-фактуры или электронной счет-фактуры.
В случае если товары будут реализованы субъектами, осуществляющими деятельность на территории рынков в адрес других субъектов, по выбору налогоплательщика поставка осуществляется с оформлением бумажной счет-фактуры или электронной счет-фактуры, в случае реализации товаров населению применяется ККМ.
3) цепочка реализации товаров в зоне торговли с особым режимом, например через ТРК Дордой или ТРК Тураталы эл базары (Кара-Суу):
– субъект, импортирующий товары на территорию КР согласно перечню таможенной службы, производит поставку в адрес субъекта, зарегистрированного по налогу на деятельность в зоне торговли с особым режимом с оформлением ЭСФ на уровне 6 знаков кода ТН ВЭД. При этом, по данной поставке ЭТТН не применяется;
– при реализации товаров налогоплательщиком налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом в адрес других субъектов, не зарегистрированных по налогу на деятельность в зоне торговли с особым режимом, по выбору налогоплательщика поставка осуществляется с оформлением бумажной счет-фактуры или электронной счет-фактуры.
– при реализации товаров между налогоплательщиками налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом внутри одной зоны торговли с особым режимом не применять ЭТТН, ЭСФ и также ККМ.
4) субъект, импортирующий товары на территорию КР согласно перечню таможенной службы, при намерении реализации в адрес других субъектов, зарегистрированных вне зоны торговли с особым режимом, обязан оприходовать данные товары в модуль ЭТТН и оформлять ЭСФ и ЭТТН в общеустановленном порядке на уровне 10 знаков кода ТН ВЭД;
5) рассмотреть возможность реализации технической доработки системы ЭТТН, в части корректировок документов, отмены обязательного указания кодов идентификации товаров (кодов маркировки) и других необходимых упрощений.
На основании вышеизложенного, предлагается внести изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об учете и контроле товаров на территории Кыргызской Республики» от 14 апреля 2022 года №220 и постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О применении счета-фактуры» от 18 марта 2022 года №141.

Поделитесь новостью