Дональд Трамп ввел режим чрезвычайного положения на южной границе США и приложение CBP One, использовавшееся для пересечения границы из Мексики, остановило работу.
Этим приложением для въезда в США пользовались и мигранты из Центральной Азии. «Азаттык» связался с кыргызстанцами, находящимися сейчас в Мексике.
«Остается только ждать»
Кыргызстанка Рахат (имя изменено) находится в мексиканском городе Тихуана с мужем и тремя несовершеннолетними детьми. Ее регистрация в приложении CBP One была отменена после того, как оно перестало работать. Сегодня исполняется 63 дня с тех пор, как она с семьей отправилась в США.
«Несколько дней мы укрывались в «мечети» в Тихуане. Но там нет условий для многодетных семей. Мы были вынуждены снять квартиру и переехать. Теперь каждый наш день – это дополнительные расходы. После того как услышали новость о том, что Трамп закрыл границу, мы все очень обеспокоены. Но пути назад нет. Ведь решение отправиться в США далось нам нелегко», – рассказала она.
Рахат рассказала, что ее муж был государственным служащим, но из-за проблем на его работе в Кыргызстане семье пришлось уехать. Она также сказала, что на переезд было потрачено около 30 тысяч долларов:
«Потратив столько денег, вернуться назад тоже очень тяжело. Сейчас мы только молимся богу, чтобы было принято какое-то решение. Все здесь возлагают большие надежды. Мы два месяца были в пути, уже потратили столько средств, а теперь не можем ни уехать, ни двигаться дальше».
«Мечеть» в Тихуане, о которой говорит Рахат, – это временное убежище для мигрантов-мусульман. Кыргызстанцы так назвали это место. Обычно здесь располагаются те, кто находится в Мексике уже десятки дней, ожидая своей очереди. В мексиканских городах есть несколько таких мест.
«Не только в Тихуане, но и в Мехико есть несколько таких «мечетей». Кыргызы в Тихуане обычно укрываются в подобных местах, потому что это туристический город, где все очень дорого. Больше всего денег уходит на еду и жилье. В Мехико жизнь немного дешевле. Там наши соотечественники собираются, снимают квартиры или ночуют в хостелах. Сейчас тоже есть кыргызстанцы, которые живут в таких местах пока ждут возможности пересечь границу. Точное их число назвать сложно. Предположительно, их может быть более 100 человек», – рассказал администратор одного из телеграм-каналов, рассказывающих о том, как можно добраться до США.
В телеграм-каналах «Путь в Америку через Мексику» или «Туристы» уже который день обсуждают ситуацию на границе. В одной из таких групп, насчитывающей около 7000 подписчиков, корреспондент «Азаттыка» стал свидетелем того, как около 80 человек в онлайн-режиме обсуждали текущую обстановку на границе с Мексикой.
Среди участников обсуждения большинство составляют те, кто в данный момент находится в пути в США. Некоторые из них согласились дать комментарии при условии сохранения анонимности.
«Сейчас здесь тоже ситуация сложная и неопределенная. С одной стороны, приложение CBP One раньше уже несколько раз не работало, и кыргызстанцев, пересекавших границу через это приложение, было очень мало. Поэтому нельзя сказать, что приложение закрылось и все остановилось. Сейчас есть и те, кто ждет в Мексике, и те, кто думает вернуться. За последние два дня нам очень много пишут. Поток тех, кто добирается в США через Мексику, резко сократился после избрания Трампа президентом. Но он не прекратился полностью. Для некоторых это вынужденная мера. Среди тех, кто выбирает этот путь в США, далеко не все мигранты. Очень много тех, кто уезжает из России или уехал с российским паспортом. Есть журналисты, блогеры, сторонники оппозиционных политиков, сотрудники правоохранительных органов, государственные служащие, а иногда даже чиновники. В нашей практике были и женщины, пострадавшие от насилия», – рассказал один из них.
Мигранты из Кыргызстана добираются до Мексики проехав через 5-6, а то и через десять стран. Бывает, что по пути им приходится много дней идти через густые леса и переправляться на маленьких лодках по реке. Огромные деньги нужны только для того, чтобы добраться до Мексики.
«Именно поэтому мы не уезжаем, а ждем ответа», – рассказал другой кыргызстанец в беседе с корреспондентом «Азаттыка». По его словам, расходы у каждого разные:
«Обладатели российских паспортов прилетают в Мексику прямыми рейсами, поэтому некоторые из них тратят всего 4–5 тысяч долларов. Однако есть и те, кто расходует 10–12 или даже до 15 тысяч долларов. Этот путь опасен и непредсказуем. Затраты могут сильно различаться, и случаются неожиданные ситуации. Среди участников группы вчера был человек, который смог пересечь границу, но пока он не сообщил никакой информации. Сегодня никто из кыргызстанцев не прошел. Мы решили подождать несколько дней. Сейчас появилось много адвокатов, которые зарабатывают на мигрантах, прибывающих через Мексику. Их услуги дорожают, а иногда они могут предоставлять и недостоверную информацию».
«Лучше вернуться на родину, даже если придется жить впроголодь»
«Азаттык» связался с десятком кыргызстанцев, которые сейчас укрываются в разных городах Мексики. Некоторые из них ждут изменений ситуации на границе, а другие планируют вернуться на родину. Среди них Жоомарт, который уже почти месяц находится в Мехико:
«Мы живем втроем с детьми в одной квартире. Для нас это оказалось самым дешевым вариантом. Готовим и едим дома, стараемся максимально экономить деньги. Со вчерашнего дня у нас плохое настроение. В принципе, это было ожидаемо, но все равно мы не были готовы. Я думал зарегистрироваться в приложении CBP One, но даже этого не успел сделать. На данный момент я потратил 7000 долларов США. Сейчас поговорил с адвокатом, он сказал, что потребуется еще больше денег».
Жоомарт рассказал, что прибыл в Мексику через Дубай. Однако точный маршрут «Азаттык» по понятным причинам не разглашает. До этого он работал в России и странах Европы.
«Сегодня я взял билет назад. Потому что даже если удастся пройти через границу, говорят, что будут проводить постоянные проверки. Это значит, что высок риск депортации. Сегодня я взял билет обратно. Завтра уезжаю. Лучше уж вернуться на родину, даже если придется жить впроголодь. Деньги потратил, понес убытки. Но я думаю, что все это можно отработать. Я заработаю деньги. Сейчас я уезжаю в Кыргызстан, а потом хочу поехать в Европу работать. Я уже был там. Потому что, я слышал, есть люди, которые уехали даже из США. Есть такие, кто, как и я вернулся после того, как добрался до Мексики».
Обсуждения о ситуации на границе активно идут и в группах «Детеншн» (detention) в телеграм-каналах. «Детеншн» – это специальные иммиграционные центры на границе США и Мексики, которые можно также назвать миграционными тюрьмами. Судьба вышедшего оттуда гражданина решается через суд. Решением суда человек может быть депортирован или же ему могут разрешить въезд на территорию США.
Один из кыргызстанцев, с которым мы поговорили, рассказал, что его близкие сейчас находятся в одном из таких центров в Калифорнии.
«Муж с женой. Уехали 7-8 месяцев назад. В центре они находятся уже более 200 дней. Когда я с ними связался сегодня, они сказали, что, возможно, останутся еще на 10 дней, а если не получится, будут просить, чтобы их отправили назад. Сейчас в группе много тех, чьи близкие находятся в детеншн, и среди них много обеспокоенных. Ситуация очень тяжелая. Они потратили 15 тысяч долларов, а потом еще 2500 долларов на дополнительный кейс. Основной причиной они назвали политическое преследование. Кейс действительно реальный, но адвокаты также берут деньги, чтобы «приукрасить» дело. Сейчас я, наблюдая за тем, что с ними происходит, решил не ехать. А то я тоже в этом месяце собирался отправиться в путь».
Миграционное приложение CBP One перестало 20 января, используемое для въезда в США через пограничный пункт на границе с Мексикой. Приложение было разработано Таможенной и пограничной службой США. В объявлении на сайте сервиса говорится, что программа больше не доступна и что все регистрации отменены.
Около 1450 человек пересекали границу каждый день, заранее зарегистрировавшись в Службе таможенного и пограничного контроля через приложение CBP One и, сообщив о своих действиях в Соединенных Штатах. Большинство пользователей приложения – граждане Кубы, Венесуэлы, Гаити и Мексики. Сообщается, что за время действия этой системы в Соединенные Штаты было разрешено въехать более чем 1миллиону мигрантов.
Мигранты из Центральной Азии, которые ранее общались с корреспондентами «Азаттыка», также рассказывали, что для въезда в США использовали приложение CBP One.
Трамп начал свою работу с проблемы миграции
20 января, в своей инаугурационной речи, Дональд Трамп, официально вступивший в должность президента США, сказал, что объявит режим чрезвычайного положения на южной границе страны и сосредоточится на политике, которая будет способствовать тому, чтобы незаконные мигранты оставались в Мексике, не заезжая на территорию США:
«Весь незаконный въезд будет немедленно остановлен, и мы начнем процесс возвращения миллионов и миллионов криминальных иностранцев обратно в места, откуда они прибыли».
Как только Трамп был приведен к присяге, он немедленно подписал десятки указов, объявив режим чрезвычайного положения на границе с Мексикой, в энергетике и заявил о депортации нелегальных мигрантов.
«Мы восстановим мою политику «Оставайся в Мексике». Я прекращу практику «поймай и отпусти». И я отправлю войска на южную границу, чтобы отбить катастрофическое вторжение в нашу страну», – сказал Трамп в своей речи после принесения присяги.
Еще будучи в Белом доме с 2017 по 2021 год, Трамп выступал за сокращение как нелегальной, так и легальной иммиграции. Его администрация предприняла ряд шагов по изменению политики предоставления убежища, депортации и выдачи виз.
Эркин Урманбетов, кыргызстанец, проживающий в США, прогнозирует, как политика Трампа может повлиять на мигрантов из Кыргызстана:
«Приход Трампа значительно подорвал настрой кыргызстанцев, заехавших через Мексику. Его политика направлена в основном на нелегальных иммигрантов. Теперь говорят, что будут также проводиться и рейды. Однако рейды не повальные, как в России. Здесь, в зависимости от решения суда, они могут осматривать объекты, где проживают или работают мигранты. В США нет такого, чтобы останавливали и проверяли документы у того, кто просто идет по улице. Это считается нарушением закона».
Международные организации, объединения, работающие с мигрантами, и государственные органы регулярно предупреждают граждан о необходимости отправляться в трудовую миграцию только законными способами.
Сообщалось, что в прошлом году число мигрантов из Центральной Азии в США, возросло. Около 50 000 человек въехали в страну нелегально. Из них 17 тысяч – это граждане Узбекистана, около 7 тысяч – Кыргызстана, около 3 тысяч – Таджикистана, 2,7 тысячи – Казахстана и 2 тысячи – Туркменистана.