Компания «Парковочное пространство Астаны», которая заключила со столичным акиматом договор на 20 лет и арендует около 10 тысяч парковочных мест в городе, получая 75 процентов доходов от их эксплуатации, связана с бывшим высокопоставленным чиновником Адильбеком Джаксыбековым.
Любопытно, что передача земельных участков частной компании была признана судом незаконной, но затем это решение отменили. Почему так произошло? Кто именно подписал договор о передаче земли? Казахская редакция «Радио Свобода» постаралась разобраться.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ПЛАТНЫЕ ПАРКОВКИ?
«Сейчас я вам расскажу, как при минимальных вложениях зарабатывать большие деньги, — с иронией в голосе отмечает мужчина на видео, которое разлетелось в Казнете. — Для этого вам необходимо открыть ТОО «Парковочное пространство Астаны», потому что асфальт под парковку у вас уже готов, он сделан на бюджетные, народные деньги. Бордюр также установлен за народные деньги. Освещение сделано на народные деньги. Весь расход — поставить табличку, покрасить синюю полоску и все — вы начинаете на этом зарабатывать».
Платные парковки в столице Казахстана есть практически повсюду, где оживленный трафик: на бульваре Нурлы жол в центре, в Ботаническом саду, возле торгово-развлекательных центров «Хан Шатыр», «Керуен» и комплекса Abu Dhabi Plaza, на территории бывшего рынка «Артем».
За последние два года платными стали и парковки возле жилых домов, офисных зданий, супермаркетов и торговых центров.
9714 парковочными местами в городе управляет компания «Астана Тұрақ Кеңістігі», которая планирует довести это число до 10 тысяч. Компания зарегистрирована в 2015 году в Алматы. По данным ресурса Statsnet, за девять лет доход оператора парковок до вычета налогов и расходов составил 14 миллиардов тенге, из которых 6 миллиардов — показатель за прошлый год. По данным Комитета государственных доходов, с момента регистрации компания выплатила в бюджет Казахстана 145 миллионов тенге налогов.
КТО УЧРЕДИТЕЛИ КОМПАНИИ?
Согласно открытым источникам, с 24 мая 2022 года единственным учредителем и руководителем компании значится Чингиз Досыбаев. До него в компании было около десятка других учредителей и руководителей. Большинство так или иначе связаны с Адильбеком Джаксыбековым — как его партнеры или как участники его бизнес-структур.
В 2015 году компания «Парковочное пространство Астаны» принадлежала фирмам «Бонн» и «Гала-2009». Telegram-канал Shishkin_like писал, что обе они в тот период имели отношение к Галине Кулагиной — супруге Сергея Кулагина, который тогда занимал пост акима Акмолинской области.
Позже компания перешла к Арману Батпену — родственнику Адильбека Джаксыбекова, который в годы президентства Нурсултана Назарбаева занимал высокопоставленные должности, в том числе пост акима Астаны. Арман Батпен — сын Гульнар Батпеновой, сестры Джаксыбекова. Родственные связи подтверждаются документами, опубликованными Казахстанской фондовой биржей.
Следующим учредителем компании стал Рустем Исенов. Он тоже связан с бизнесом семьи Джаксыбековых. Согласно данным Казахстанской фондовой биржи, в 2017 году Исенов владел 64 процентами акций управляющей компании «Республика», инвестором которой был «Цеснабанк».
В 2020-м учредителем «Парковочного пространства Астаны» был указан Ержан Толеубеков, владевший 10 процентами акций «Республики». Он ранее работал в нескольких компаниях семьи Джаксыбековых и возглавлял совет директоров подконтрольного им «Цеснабанка» с 2007 по 2012 год. Толеубеков и Исенов были акционерами компании Alfa Properties, занимавшейся финансированием строительных проектов.
Инвестиционной компанией «Астана Капитал Инвест», которая обанкротилась в 2018 году, управлял Арман Батпен, а совет директоров возглавлял Ержан Толеубеков. Последний в разное время владел «Парковочным пространством Астаны» как напрямую, так и косвенно через компанию «ДТМ 2021».
В 2022 году «Парковочное пространство Астаны» в течение 10 дней была зарегистрирована на имя Гаухар Жамантаевой — супруги Ержана Толеубекова. Этот факт также подтверждается документами Казахстанской фондовой биржи.
Позже компания перешла к Чингизу Досыбаеву, который, согласно открытым источникам, сейчас является единственным учредителем «Парковочного пространства Астаны». Досыбаев совместно с Гаухар Жамантаевой владеет компанией «ДТМ 2021».
В 2015 году, когда Адильбек Джаксыбеков занимал пост акима Астаны, он говорил о дефиците парковок в городе и заявлял, что ни один жилой комплекс не будет принят без наличия автопарковки. Позжее право временного управления этими парковками перешло компании «Парковочное пространство Астаны». Однако соглашение с акиматом было подписано не в тот же год, а в 2018-м, через два года после ухода Джаксыбекова с должности акима (он был назначен руководителем администрации президента, затем вышел на пенсию).
По условиям договора, компания «Парковочное пространство Астаны» получила право эксплуатации платных парковок сроком на 20 лет.
КАК ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЫТАЛОСЬ РАСТОРГНУТЬ ДОГОВОР?
В мае 2022 года «Центр государственно-частного партнерства» при Министерстве экономики подверг критике соглашение о передаче парковок частной компании, назвав его неэффективным и незаконным. Как заявили в центре, компания не смогла решить проблему нехватки парковочных мест в Астане, и предложил вернуть управление парковками в ведение акимата.
Компания «Парковочное пространство Астаны» отвергла критику, заявив, что ее деятельность носит социально значимый характер, способствует решению проблемы нехватки парковочных мест и что в будущем планируется увеличение числа парковочных площадок.
Это был не единственный случай, когда деятельность компании вызывала вопросы. В апреле 2023 года Алихан Смаилов, тогда премьер-министр, на совещании, где присутствовали руководители Генеральной прокуратуры, антикоррупционной службы, агентство по защите и развитию конкуренции и агентства по финансовому мониторингу, поручил провести проверку платных парковок в Астане. Он сказал, что нужно выяснить, законно ли заключен договор на 20 лет между акиматом и компанией «Парковочное пространство Астаны». Однако выполнено ли это поручение и были ли выявлены какие-либо нарушения, до сих пор остается неизвестным.
Дополнительных сведений о результатах поручения Смаилова не поступало.
Редакция Азаттыка направила запрос в антикоррупционное агентство с целью выяснить результаты проверки передачи парковочных мест частной компании. На письмо, отправленное в начале декабря прошлого года, ответ не получен. Аналогичный запрос был отправлен и в Генеральную прокуратуру, но и оттуда информации нет.
КТО ЗАКЛЮЧАЛ ДОГОВОР?
Договор был заключен 7 ноября 2018 года. Сторонами соглашения выступили Управление транспорта акимата города и компания «Парковочное пространство Астаны». Интересно, что на момент подписания 20-летнего договора земельные участки находились в ведении не Управления транспорта, а Управления архитектуры.
Согласно копии документа, оказавшегося в распоряжении Азаттыка, Управление транспорта получило право временного пользования земельными участками только 19 декабря 2018 года, уже после подписания договора. То есть Управление транспорта сдало в аренду частной компании землю, которая в тот момент не находилась в его ведении.
Мы обратились за разъяснениями в Управление транспорта. В госоргане ответили, что земельные участки, отведенные под платные парковки, остаются в собственности города и передаются Управлению транспорта в безвозмездное временное пользование. Эти участки никогда не передавались в частную собственность, то есть передача управления парковками не означает передачу прав на землю. Полномочия партнера ограничиваются только эксплуатацией участков и организацией платных парковок, говорится в ответе акимата.
С этим трудно поспорить. Однако в договоре между управлением архитектуры и управлением транспорта указано, что земельные участки не подлежат передаче во вторичное землепользование. То есть Управление транспорта, получившее временное право пользования участками, не имело полномочий сдавать их в аренду третьей стороне.
Управление архитектуры было осведомлено о нарушении договора, но заявило, что не имеет полномочий следить за его исполнением.
Контроль за законным использованием земельных участков под парковки в Астане осуществляет Департамент по управлению земельными ресурсами. В ноябре 2022 года департамент, по рекомендации Антикоррупционного агентства, провел проверку постановления акимата Астаны о временной передаче участков частной компании и выявил нарушения.
Департамент подал иск в суд, оспаривая передачу земельных участков для парковок частной компании. В марте 2023 года специализированный экономический суд Астаны удовлетворил иск, признав передачу участков незаконной.
Однако в мае того же года коллегия по гражданским делам Астаны отменила решение экономического суда и прекратила производство по делу. Позднее департамент подал кассационную жалобу в Верховный суд, но она была отклонена.
— По закону решения суда обязательны для государственных учреждений, физических лиц, для всех. Раз есть решение Верховного суда, мы вынуждены с ним согласиться. Мы не будем обсуждать это дальше. Мы принимаем его таким, какое оно есть, — говорит представитель департамента Айдын Молдагалиев.
В Астане стоимость парковки составляет 100 тенге в час. Штраф за неоплату штраф — три месячных расчетных показателя (МРП), что в 2025 году эквивалентно примерно 12 тысячам тенге. Штрафы поступают непосредственно в бюджет.
По данным издания Bes.Media, с ноября 2018 года по декабрь 2022 года 5 процентов дохода от парковок шло государству, а 95 процентов получала компания «Парковочное пространство Астаны». С конца 2022 года до ноября 2038 года 25 процентов дохода будет поступать в республиканский бюджет, а 75 процентов — оператору парковок.
ИЗМЕНИТСЯ ЛИ УПРАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫМИ ПАРКОВКАМИ?
О том, что парковка в Астане является платной, можно узнать по специальным знакам и синей разметке. Кроме того, на некоторых парковках установлены инструкции по оплате или паркоматы. Однако многие водители жалуются, что не всегда замечают такие знаки, особенно в условиях, когда разметка скрыта под снегом.
В октябре прошлого года депутат мажилиса парламента Асхат Аймагамбетов предложил увеличить количество бесплатных парковок в общественных местах. Также он заявил, что не менее 90 процентов доходов от платных парковок должны поступать в государственный бюджет.
«Введение платных парковок в социально значимых местах города Астаны, особенно в популярных местах, таких как Ботанический сад, вызвало значительное недовольство среди горожан. Платные парковки обозначаются синими полосами, и стоимость составляет 100 тенге в час. Если водитель не заметил табличку или разметку, он рискует получить штраф», — написал депутат в своем Telegram-канале.
В последние годы участились случаи перевода парковок возле жилых домов в разряд платных. К примеру, в одном из видеороликов, распространившихся в социальных сетях, житель столицы выразил недовольство по поводу превращения придомовых парковок в платные. В августе прошлого года астанчанин инициировал петицию с требованием изменить порядок оплаты платных парковок. В частности, он предложил предусмотреть возможность оплачивать парковку позже, если водитель забыл сделать это сразу.
Однако петиция не получила широкой поддержки.
Аким города Астаны недавно признал, что жители часто жалуются на проблемы с платными парковками. В декабре прошлого года Женис Касымбек заявил, что условия государственного-частного партнерства будут пересмотрены.
— Мы планируем прийти к какому-то решению: продолжим ли мы работать с этой компанией или нет. В течение 2–3 месяцев мы примем решение. Возможно, эта компания больше не будет работать в городе, — сказал аким.
Журналисты Азаттыка связались с компанией «Парковочное пространство Астаны» и поговорили с ее представителем. Сотрудник компании отказался назвать свое имя и не стал отвечать на вопросы о заявлении акима, касающегося возможного прекращения сотрудничества с компанией.
«Мы не можем комментировать эту информацию, так как это вопрос, поднимаемый городским акиматом», — прокомментировали в компании.