На проводы невесты – не более 100 человек, на свадьбу – не более 250. Как в Центральной Азии пытаются запретить пышные торжества

Автор -

    В Кыргызстане обсуждают проект закона об ограничении расточительства. Авторы проекта хотят, чтобы государство регулировало семейные торжества и некоторые обряды, в том числе связанные с похоронами. В Таджикистане и Узбекистане подобные нормы действуют уже несколько лет. Как они работают? И работают ли? Об этом пишет Азаттык-Азия. 

    На свадьбу и похороны – одна корова или один конь

    Проект закона в Кыргызстане на сайте парламента опубликовали 27 января. Он регулирует нормы проведения свадеб и поминальных мероприятий, и сейчас находится на стадии обсуждения.

    Проект прописывает, что на свадьбу законно можно будет пригласить не более 250 человек. Предполагается, что для такой публики будет достаточно забить один крупный рогатый скот или одну лошадь. Проводы невесты, по мнению авторов документа, должны проводиться скромнее – с забоем одного крупного рогатого скота или одной лошади и участием не более 100 человек. При этом, если проводы невесты и свадьба проводятся в один день, допускается участие 350 человек при том же количестве мяса.

    Длинные свадебные кортежи тоже могут попасть под запрет. В законопроекте указано точное количество автомобилей, которые могут возить виновников торжества и их гостей – не более трех.

    Законопроект не ограничивает число участников похорон, но при этом запрещает забой мелкого скота, лошадей или крупного рогатого скота. Накрыть стол в память об усопшем, если закон примут, можно будет через три дня, но забить можно будет не более одного коня или крупного рогатого скота. Проведение таких мероприятий, как «трехдневные», «семидневные», «сорок дней», «годовщина» и подобных документ запрещает.

    Авторы законопроекта в справке-обосновании указывают, что документ направлен на защиту социальных и экономических интересов граждан, а также ограничение излишней расточительности при проведении традиций, обрядов и торжеств, которая наносит значительный ущерб экономическому положению граждан, их семейным финансам и моральным основам жизнедеятельности.

    «Проект Закона направлен на устранение отхода от истинных ценностей национальной культуры, когда традиции и обряды становятся средством необоснованной конкуренции и пустой гордости, преследующей цель демонстрации доходов», – считают депутаты.

    Не первые запреты

    Ограничить широкие гулянья в Кыргызстане пытались не раз. В 2022 году президент Садыр Жапаров издал указ, запрещающий забивать скот на похоронах. Судя по всему, нынешний законопроект депутатов – продолжение политики контроля над расходами граждан.

    Экс-госсекретарь, общественный деятель Чолпонбек Абыкеев, считает, что власть не сможет изменить обычаи народа, «просто написав закон».

    «Даже Сталин не смог разрушить или изменить народные обычаи», – говорит он.

    Похороны усопших, сорок дней, поминки на годовщину смерти, женить сына, выдать дочь замуж, получить благословение для сына – это многовековые обычаи, ставшие традицией, считает Абыкеев. Он уверен, что народ тратиться на проведение торжеств и широких поминок, потому что может себе позволить.

    «Обычаи меняются и адаптируются к времени. Когда у людей достаток, множатся такие обряды, как «түштөндүрүү» (угощение сватов родственниками со стороны жениха или невесты), проводы гостей, установка памятников и прочее. Если бы у людей не было достатка, то они могли бы проводить похороны, зарезав одного козленка и сварив один казан похлебки. Следовательно, обычаи появляются и исчезают в соответствии с духом времени. Чтобы все это запретить и искоренить, нужна воля самого народа. Для этого необходимо проводить собрания на уровне сел, обсуждать на местном уровне и услышать мнение людей», – убеждён общественник.

    3000 долларов за нарушение

    Законопроект об ограничении расходов на похороны и торжества сопровождается поправками в Административный кодекс. Изменения предусматривают штрафы для нарушителей. Организаторам за нарушение закона об ограничении расточительства может грозить штраф в размере 300 000 сомов (около $3400), а владельцам ресторана, где проводилось не соответствующие закону поминки или торжество – 100 000 сомов (более $1100). Следить за соблюдением закона, в случае его принятия, будут специальные комиссии, в которые войдут местные чиновники и представители духовенства.

    К слову, авторами законопроекта значатся парламентарии Замирбек Мамасадыков и Шаирбек Ташиев. Второй приходится младшим братом главе Госкомитета национальной безопасности Камчыбеку Ташиеву. И их риторика относительно принуждения граждан к экономии на различных торжествах схожа. Во второй день 2025 года глава спецслужбы обрушился c критикой по поводу проведения корпоративных вечеров перед Новым годом. Он призвал прекратить «эту порочную традицию». Его призыв пока адресовался только государственным органам.

    Тем временем, в одном из сел Чуйской области жители еще 10 лет назад договорились не резать скот на похороны.

    «Мы переехали из села много лет назад, но поддерживаем связь с родственниками. Недавно умерла моя мать. Те, кто хотел попрощаться, пришли, прочитали молитву, положили горсть земли и ушли. Скотину не резали, даже чай не наливали. Некоторые пришедшие, особенно люди старшего возраста, задавали вопросы. Но мы придерживаемся традиций, о которых договорились с земляками: никаких расходов в день похорон. Накрываем стол на 40 дней. Тогда и скотину режем. На 40 дней пришли чуть больше 100 человек – в основном, односельчане и соседи», – рассказал бывший житель села Айбек.

    Подобные договоренности есть и в других сообществах. Однако, как считают авторы нашумевшего законопроекта, традиция пышно проводить похороны и торжества все же более распространена.

    «Компактное» семейное мероприятие

    Похожие законы уже действуют в Таджикистане и Узбекистане. Положение об ограничениях на проведение свадебных, семейных, юбилейных торжеств, а также семейных поминальных обрядов Ташкент принял в 2019 году, а Душанбе – еще в 2007 году.

    В Узбекистане не только регулируют количество гостей, но и время проведения: все семейные торжества должны завершиться до 23:00. Число гостей на семейных торжествах не может превышать 200 человек, а в угощении пловом, связанным с этими мероприятиями, могут принять участие лишь до 250 гостей.

    Мероприятия, связанные с похоронами, могут длиться не более трех дней. При этом число участников закон не ограничивает.

    Администрация кафе и ресторанов должна будет письменно уведомлять органы внутренних дел о планируемых торжествах не позднее чем за два дня до мероприятия.

    В документе прямо сказано, что проявление излишества и расточительства во время праздников «запрещается», а поминальные мероприятия не должны включать в себя «излишние» обряды.

    Также во время и после проведения семейных мероприятий не допускаются обряды, «противоречащие национальным традициям, нормам морали и требующие дополнительного времени и затрат». При этом главы районных советов должны следить за тем, чтобы семейные мероприятия проходили «компактно и нерасточительно». За нарушение на них возложена персональная ответственность.

    В документе также сказано, что в последние годы в Узбекистане при проведении различных семейных мероприятий и торжеств встречаются «тщеславие, стремление показать себя, пренебрежительное отношение к социальному положению других людей, а также чрезмерное расточительство, игнорирование традиций и обычаев народа».

    Как работает «танзим» в Таджикистане

    Проект закона в Кыргызстане и действующий закон в Узбекистане очень похожи на то, что приняли в Душанбе в 2007 году. В Таджикистане он называется закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». В народе его называют «танзим», что переводится как «регулирование, упорядочение».

    Закон был принят сразу после того, как президент Эмомали Рахмон заявил, что траты на пышные собрания ложатся финансовым бременем для большинства семей страны.

    Закон регламентирует число гостей и количество блюд, продолжительность мероприятий. В нем прописали, что на свадьбу можно приглашать не более 150 человек. Под запретом оказался и длинный свадебный кортеж: в веренице может быть не больше четырёх автомобилей, включая автомобиль новобрачных. Празднование бракосочетания ограничено двумя мероприятиями – предсвадебный утренний плов (оши нахор) и, собственно, само свадебное торжество, которое должно длиться не дольше трёх часов.

    Закон запретил свыше десятка свадебных традиций и обрядов, которые предполагали одаривание родственников жениха и невесты, забой скота и пышную трапезу. Те послесвадебные обряды, которые законодатели решили сохранить, ограничены в масштабе и разрешаются проводить в узком семейном кругу, с участием не более 15 человек.

    Хотя и многие таджикистанцы тогда посчитали «танзим» вмешательством государства в их личные дела, большинство населения одобрило принятие этого закона, который позволял сократить расходы на всякого рода семейные мероприятия, и прежде всего, связанные со свадьбами.

    «До «танзима» свадьбы в Таджикистане были чрезвычайно затратным мероприятием. В 2005 году я потратил на свадьбу старшего сына около 10 тысяч долларов. Для этого я провел несколько лет на заработках в России, отказывал себе и своей семье во всем. Копил на свадьбу. Артисты, подарки, гостей – аж 300 человек. Все это сильно било по карману. А куда деваться?! Нельзя было ударить в грязь лицом перед соседями и родственниками. Хоть умри, залезь в долги, но проведи достойно. Вот так это было раньше», – рассказывает житель Душанбе Фаррух Саломов.

    По его словам, уже после «танзима» он женил младшего сына и разница в расходах была существенной. «Мне не надо было брать долг или кредит в банке. Накопил быстро, провели быстро (свадьбу). Без всяких лишних трат. И никто не стыдил. Большинство людей вздохнули с облегчением после «танзима», – говорит собеседник.

    За 18 лет закон несколько раз дополняли. Каждый раз перечень запретов расширялся, а размер штрафов за нарушения – увеличивался.

    Поминки без угощений и плакальщиц

    Власти Таджикистана ввели ограничения и на обряды, связанные с рождением ребёнка. Под запретом оказался обряд «акика», который раньше проводился на седьмой день после рождения младенца: если рождался мальчик, нужно было забить двух овец, а если девочка – одну овцу. Мясо раздавали соседям и нуждающимся.

    С достаточными ограничениями – в узком семейном кругу, без убоя скота и услуг артистов – разрешается проводить обряды наречения новорожденных, гахворабандон (укладывание в колыбель), чиллагурезон (празднование 40 дней после рождения ребёнка), муйсаргирон (первой стрижки ребёнка). Вместо этого власти рекомендуют родителям открывать банковские счета для своих детей для их будущего образования и развития.

    Строгие ограничения коснулись также похорон, траурных мероприятий и поминок. Закон ограничивает проведение традиционных похоронных обрядов и запрещает поминальные мероприятия по случаю «седьмого дня», «двадцатого дня», «полугодия» со дня смерти. А «третий день», «сороковой день» и «год» проводится без убоя скота и поминальных угощений.

    Кроме того, на траурных мероприятиях запрещается демонстративно проявлять скорбь – громко причитать, посыпать голову землей, рвать на себе одежду и волосы, царапать лицо и приглашать специальную плакальщицу. Родным усопшего плакать разрешается, но негромко.

    За исполнением закона следят специальные комиссии и государственный орган – Комитет по делам религии, регулированию традиций и обрядов Таджикистана, который еженедельно в соцсетях отчитывается о выявленных нарушителях и сумме наложенного штрафа. Часто им помогают «информаторы», которым легко затесаться среди гостей.

    Нарушителям закона грозят крупные штрафы. К примеру, за нарушения в проведении церемоний, связанных с рождением и похоронами, граждане должны заплатить от 8640 сомони (около 800 долларов), должностные лица – до 25200 сомони (свыше 2,2 тыс долларов). Нарушители порядка свадебных церемоний должны раскошелиться еще больше: граждане – от 15 840 сомони (свыше 1 400 тыс долларов), должностные лица – до 39 600 сомони (3 600 долларов). Штрафы для артистов и владельцев заведений достигают до 108 000 сомони (свыше 9800 долларов).

    «Что люди скажут?»

    Социолог Нодира Исломова считает, что таджикистанцы следовали мнимым трендам о том, что любые обряды, неважно какие и с чем связаны, свадьба ли это или обрезание, необходимо проводить с размахом и шиком.

    «Чем больше человек вкладывал в такие мероприятия, тем больше самоутверждался. Доходило порой до того, что люди вгоняли себя в многолетнюю кабалу, так как брали деньги в кредит и обрекали себя и свою семью на практически полуголодную жизнь до того времени, пока не расплатятся с долгами. А все ради того, чтобы получить одобрение и восхищение общества: «Какой он крутой!»», – сказала она.

    Это, по мнению социолога, способствовало тому, что «люди в погоне за роскошным проведением мероприятия и одобрением толпы зачастую экономили на жизненно важных вещах, таких как нормальное питание, достаточные расходы на здравоохранение и раннюю диагностику заболеваний, образование детей».

    Похожего мнения придерживается и жительница Душанбе Замира Худоерова, работающая в государственном учреждении. «Очень многие в Таджикистане зависят от чужого мнения, и поэтому стараются придерживаться надуманных традиций, которых никогда не было в таджикском обществе.

    «Что люди скажут?» – так начинаются обычно споры по поводу проведения того или иного мероприятия, и именно мнение соседей, родственников становится определяющим при принятии решения как, допустим, провести свадьбу, что дарить жениху или невесте. Поэтому принятие закона о «танзиме» – был очень нужный шаг для того, чтобы предотвратить ненужные расходы и позволить жителям улучшить свою жизнь и своих ближних», -– считает она.

    Впрочем, некоторые жители страны считают, что закон некоторым чиновникам и толстосумам не писан. «И сегодня есть те, кто умудряется пышно и с размахом проводить свои мероприятия. Например, проводят свадьбу в два дня – по 150 человек на каждой. Или отмечают свой день рождения в ресторане с большим количеством гостей», – сказал на условиях анонимности житель Душанбе.

    В СМИ периодически пишут о нарушителях «танзима». В 2017 году в Кулябе оштрафовали всю семью за расточительство – те приготовили слишком много угощений для свадебной церемонии. Власти конфисковали лепешки и халву, приготовленные для банкета в доме жениха, и передали изъятое в психиатрическую больницу.

    В 2024 году жителя Душанбе оштрафовали за пышное торжество в своем доме по случаю помолвки дочери. На мероприятии присутствовало большое количество гостей, всех одаривали подарками. Хозяева мероприятия «попались» после того, как гости выложили в соцсети многочисленные видео и фото с пышной церемонии.

    По словам источника в комитете по делам религии, упорядочению традиций и обрядов, за 18 лет после принятия закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Таджикистане», жители страны сэкономили свыше 30 млрд сомони – это свыше 3 млрд долларов.

    Поделитесь новостью