Принятие решений — важный навык, который можно и нужно развивать. Но этому часто мешают когнитивные искажения. Из-за таких ошибок мышления нам сложно делать выбор, критически воспринимать информацию, рассуждать рационально. Делимся карточками, которые помогут распознать когнитивные искажения и не попасть в их ловушку, принимая решение.
Как справиться с когнитивными искажениями
Какими бы ни были эти ошибки мышления, есть несколько общих принципов, которые помогут их избежать:
- Знайте врага в лицо. Почитайте материалы о когнитивных искажениях, подумайте, каким вы, скорее всего, подвержены. Так вам будет проще распознать их в моменте и не поддаться.
- Опирайтесь на факты и прошлый опыт. Многие когнитивные искажения заставляют принимать решения на эмоциях, а не рационально. Поэтому каждый раз стоит спрашивать себя: «На какие объективные факты я опираюсь? Что я сейчас чувствую и не мешает ли это оценивать ситуацию объективно? Что случалось в прошлом, когда я принимал похожие решения?»
- Спрашивайте, что думают другие. Иногда человек со стороны может увидеть что-то важное, чего не видите вы. Кроме того, некоторые когнитивные искажения как раз заставляют игнорировать другую точку зрения — а так вы их преодолеете.
Когнитивные искажения, которые влияют на наши решения
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/920/image/base_0fdd5a91f3.jpg)
Эффект сверхуверенности заставляет нас оценивать свои действия, способности и мнение намного выше, чем стоило бы на самом деле. В результате мы принимаем неверные решения — например, беремся за непосильные задачи на работе или не готовимся к экзамену, уверенные, что и так все знаем. Справиться с этим можно, анализируя прошлый опыт: были ли уже ситуации, когда вы себя переоценивали? как вы избежите этого сейчас?
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/913/image/base_d6bfac3fdd.jpg)
Эффект основан на том, что осознание нулевого риска в какой-то области успокаивает, даже если реальная польза от этого не так велика, как при уменьшении риска в другой. Например, человек может решить, что ему не стоит пробовать себя в инвестициях, ведь так деньги точно останутся при нем, а инвестиции — это всегда риск. Или отказаться от необходимой операции, чтобы избежать возможных осложнений. Чтобы не поддаться искажению, стоит оценивать реальные потери и выгоду и ориентироваться на них, а не на свои страхи.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/918/image/base_a887bb540d.jpg)
Основная опасность этих искажений в том, что они мешают нам быть объективными. Мы просто не воспринимаем информацию, которая противоречит нашему мнению, и не можем учесть ее при принятии решения. Чтобы справиться с этим, важно осознанно направлять внимание на аргументы, опровергающие ваше мнение — даже если они вам не нравятся или кажутся надуманными. Старайтесь оценивать их рационально и спокойно.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/919/image/base_4f0b616576.jpg)
Если информация о чем-либо подается с акцентом на выгодах для нас, мы можем принять решение, которое, в общем-то, не собирались принимать. Или выбрать между несколькими альтернативами, не понимая, почему выбор именно такой. Например, покупая средство для очистки стекол, человек скорее возьмет то, которое «убирает 99% разводов», а не «может оставить 1%» — хотя фактически разницы между этими утверждениями нет. Чтобы эффект фрейминга меньше влиял на ваши решения, старайтесь не принимать их быстро и заранее собирать информацию.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/914/image/base_b29f15681c.jpg)
Еще одно искажение, которое влияет на объективность. Обычно оно касается самых важных и дорогих для нас убеждений или резонансных тем, которые находятся в центре внимания общества. Когда эффект обратного действия срабатывает, мы можем принимать неверные решения и действовать на эмоциях, даже не осознавая этого. Чтобы справиться с ним, важно более спокойно подходить к анализу информации и разобраться, почему именно в этом случае вы так остро реагируете на противоположное мнение.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/917/image/base_82474b7c6a.jpg)
Допустим, вы хотите купить джинсы, но цена кажется слишком высокой. Тут продавец сообщает, что только сегодня на эту модель скидка. Вы сравниваете новую цену с первоначальной и покупаете джинсы — даже если они по-прежнему стоят больше, чем вы хотели потратить. Но теперь их цена выглядит намного привлекательнее. В других областях эффект якоря работает примерно так же: вы получаете информацию («якорь»), на которую ориентируетесь при принятии решений. Проблема в том, что это не позволяет оценить все альтернативы и выбрать самую выгодную. Чтобы не попасть в ловушку, старайтесь принимать решения спокойно, анализируя все варианты.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/916/image/base_7692669af8.jpg)
Допустим, продавец в магазине повел себя грубо, и вы решили, что здесь все так себя ведут, а значит, и ходить сюда не стоит. Или новый коллега опоздал на встречу — и вы сразу сделали вывод, что он пунктуальный и безответственный. Хотя оба случая на самом деле могут быть просто исключениями, результатом стечения обстоятельств. На основе таких поспешных выводов мы часто принимаем не менее поспешные решения, о которых потом жалеем. Чтобы так не делать, стоит критически относиться к первому впечатлению, собирать информацию и анализировать факты.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/912/image/base_ff720de0cc.jpg)
Предположим, вы решили стать успешным. Вы прочитали несколько биографий знаменитых людей и выяснили, что их герои многого добились в том числе благодаря ранним подъемам. Вот он, секрет успеха! Но есть проблема: у вас нет информации о людях, которые тоже вставали рано, а результатов это не дало. Такая ситуация и называется ошибкой выжившего: мы делаем выводы на основе неполных данных, из-за чего принимаем неверные решения. Чтобы справиться с этим искажением, стоит максимально тщательно собирать информацию и помнить, что нельзя объяснить все рационально — иногда за историями успеха стоит банальная удача.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/065/915/image/base_1cf3994032.jpg)
Мы смотрим фильмы, которые смотрят все. Одеваемся так же, как все. И вообще стараемся не отставать от окружающих. В целом это не всегда плохо — важно только отдавать себе отчет в том, насколько решения, которые мы принимаем следом за другими людьми, соответствуют нашим истинным желанием. Чтобы понять это и действовать осознанно, достаточно просто спрашивать себя: «Почему я поступаю именно так?».