Индийская фармкомпания разжигает опиоидный кризис в Западной Африке — расследование

Как показало расследование BBC Eye, индийская фармацевтическая компания производит нелицензированные, вызывающие сильную зависимость опиоиды и незаконно экспортирует их в Западную Африку, где они вызывают серьезный кризис в области общественного здравоохранения в таких странах, как Гана, Нигерия и Кот-д’Ивуар.

Компания Aveo Pharmaceuticals, базирующаяся в Мумбаи, производит ряд таблеток, которые продаются под разными торговыми марками и упаковываются так, чтобы выглядеть как легальные лекарства. Но все они содержат одну и ту же вредную смесь ингредиентов: тапентадол, мощный опиоид, и каризопродол, миорелаксант, настолько вызывающий привыкание, что он запрещен в Европе.

Эта комбинация препаратов не лицензирована для использования нигде в мире и может вызвать затруднение дыхания и судороги. Передозировка может убить. Несмотря на риски, эти опиоиды популярны как уличные наркотики во многих странах Западной Африки, потому что они очень дешевы и широко доступны.

Всемирная служба Би-би-си обнаружила пачки таких сигарет с логотипом Aveo, продававшиеся на улицах городов Ганы, Нигерии и Кот-д’Ивуара.

Проследив путь наркотиков до завода Aveo в Индии, BBC отправила на завод тайного агента, который выдавал себя за африканского бизнесмена, желающего поставлять опиоиды в Нигерию. С помощью скрытой камеры BBC сняла одного из директоров Aveo, Винода Шарму, демонстрирующего те же опасные продукты, которые BBC обнаружила в продаже по всей Западной Африке.

На тайно записанных кадрах оперативник говорит Шарме, что его план — продать таблетки подросткам в Нигерии, «которые все любят этот продукт». Шарма не вздрагивает. «Хорошо», — отвечает он, прежде чем объяснить, что если пользователи принимают две или три таблетки сразу, они могут «расслабиться», и соглашается, что они могут «кайфовать». Ближе к концу встречи Шарма говорит: «Это очень вредно для здоровья», добавляя: «В наши дни это бизнес».

Это бизнес, который наносит вред здоровью и разрушает потенциал миллионов молодых людей по всей Западной Африке.

В городе Тамале на севере Ганы так много молодых людей принимают нелегальные опиоиды, что один из руководителей города, Альхассан Махам, создал добровольную оперативную группу из примерно 100 местных жителей, миссия которой — проводить облавы на наркоторговцев и изымать эти таблетки с улиц.

«Наркотики поглощают рассудок тех, кто ими злоупотребляет», — говорит Махам, «как огонь горит, когда на него льют керосин». Один наркоман в Тамале выразился еще проще. Наркотики, по его словам, «тратят наши жизни впустую».

Команда BBC последовала за оперативной группой, когда они сели на мотоциклы и, получив наводку о сделке с наркотиками, провели рейд в одном из беднейших районов Тамале. По пути они прошли мимо молодого человека, впавшего в ступор, который, по словам местных жителей, принял эти наркотики..

Когда дилера поймали, он нес пластиковый пакет, наполненный зелеными таблетками с надписью Tafrodol. На пакетах стоял отличительный логотип Aveo Pharmaceuticals.

Таблетки Aveo приносят несчастья не только в Тамале. BBC обнаружила, что аналогичные продукты, произведенные Aveo, были изъяты полицией в других местах Ганы.

Мы также обнаружили доказательства того, что таблетки Aveo продаются на улицах Нигерии и Кот-д’Ивуара, где подростки растворяют их в алкогольном энергетическом напитке, чтобы усилить эффект.

Публично доступные данные об экспорте показывают, что Aveo Pharmaceuticals совместно с дочерней компанией Westfin International поставляет миллионы этих таблеток в Гану и другие страны Западной Африки.

Нигерия с населением 225 миллионов человек является крупнейшим рынком для этих таблеток. По оценкам Национального бюро статистики Нигерии, около четырех миллионов нигерийцев злоупотребляют той или иной формой опиоидов.

Председатель Агентства по борьбе с наркотиками и обеспечению соблюдения законов Нигерии (NDLEA) бригадный генерал Мохаммед Буба Марва заявил BBC, что опиоиды «разрушают нашу молодежь, наши семьи, они есть в каждом сообществе Нигерии».

В 2018 году после расследования BBC Africa Eye продажи опиоидов в качестве уличных наркотиков власти Нигерии попытались взять под контроль широко распространенный опиоидный анальгетик под названием трамадол.

Правительство запретило продажу трамадола без рецепта, ввело строгие ограничения на максимальную дозу и приняло жесткие меры против импорта нелегальных таблеток. В то же время индийские власти ужесточили правила экспорта трамадола.

Вскоре после этих репрессий компания Aveo Pharmaceuticals начала экспортировать новую таблетку на основе тапентадола, еще более сильного опиоида, смешанного с миорелаксантом каризопродолом.

Чиновники Западной Африки предупреждают, что экспортеры опиоидов, по всей видимости, используют эти новые комбинированные таблетки в качестве замены трамадолу и для того, чтобы обойти репрессии.

На заводе Aveo коробки с комбинированными препаратами были сложены друг на друга, почти до потолка. На своем столе Винод Шарма выкладывал пакет за пакетом коктейльные таблетки тапентадол-каризопродол, которые компания продает под разными названиями, включая Tafrodol, самое популярное, а также TimaKing и Super Royal-225.

Он рассказал секретной группе BBC, что «ученые», работающие на его фабрике, могут комбинировать различные препараты, чтобы «создать новый продукт».

Новый продукт Aveo даже более опасен, чем трамадол, который он заменил. По словам доктора Лекханша Шуклы, доцента Национального института психического здоровья и неврологии в Бангалоре, Индия, тапентадол «дает эффекты опиоида», включая очень глубокий сон.

«Это может быть настолько глубоко, что люди не дышат, и это приводит к передозировке наркотиков», — пояснил он. «И вместе с этим вы даете еще один препарат, каризопродол, который также дает очень глубокий сон, расслабление. Это звучит как очень опасная комбинация».

Каризопродол запрещен в Европе, поскольку вызывает привыкание. Он одобрен для использования в США, но только на короткие периоды до трех недель. Симптомы отмены включают беспокойство, бессонницу и галлюцинации.

При смешивании с тапентадолом абстиненция становится еще «тяжелее» по сравнению с обычными опиоидами, сказал доктор Шукла. «Это довольно болезненный опыт».

Он сказал, что не знает ни о каких клинических испытаниях эффективности этой комбинации. В отличие от трамадола, который разрешен к применению в ограниченных дозах, коктейль тапентадол-каризопродол «не выглядит рациональной комбинацией», сказал он. «Это не то, что лицензировано для использования в нашей стране».

В Индии фармацевтические компании не могут законно производить и экспортировать нелицензированные препараты, если эти препараты не соответствуют стандартам страны-импортера. Aveo поставляет Тафродол и аналогичные продукты в Гану, где эта комбинация тапентадола и каризопродола, по данным Национального агентства по борьбе с наркотиками Ганы, нелицензирована и незаконна. Поставляя Тафродол в Гану, Aveo нарушает индийские законы.

Мы направили эти обвинения Виноду Шарме и Aveo Pharmaceuticals. Они не отреагировали.

Индийский регулятор лекарственных средств CDSCO сообщил нам, что правительство Индии осознает свою ответственность за мировое общественное здравоохранение и стремится обеспечить наличие в Индии ответственной и сильной системы регулирования фармацевтической отрасли.

Он добавил, что экспорт из Индии в другие страны тщательно контролируется и что недавно ужесточенное регулирование строго соблюдается. Он также призвал страны-импортеры поддержать усилия Индии, обеспечив им такие же сильные системы регулирования.

CDSCO заявила, что она подняла этот вопрос перед другими странами, включая страны Западной Африки, и намерена работать с ними, чтобы предотвратить правонарушения. Регулятор заявил, что примет немедленные меры против любой фармацевтической компании, замешанной в халатности.

Aveo — не единственная индийская компания, производящая и экспортирующая нелицензированные опиоиды. Публично доступные данные об экспорте свидетельствуют о том, что другие фармацевтические компании производят аналогичную продукцию, а препараты под другими торговыми марками широко доступны по всей Западной Африке.

Эти производители наносят ущерб репутации быстрорастущей фармацевтической промышленности Индии, которая производит высококачественные дженерики, от которых зависят миллионы людей по всему миру, и производит вакцины, которые спасли миллионы жизней. Экспорт отрасли составляет не менее 28 млрд долларов (22 млрд фунтов) в год.

Рассказывая о своей встрече с Шармой, тайный агент BBC, чья личность должна оставаться скрытой ради его безопасности, говорит: «Нигерийские журналисты освещают этот опиоидный кризис уже более 20 лет, но наконец я оказался лицом к лицу… с одним из людей, стоящих у истоков опиоидного кризиса в Африке, с одним из тех, кто на самом деле производит этот продукт и отправляет его в наши страны контейнерами. Он знал, какой вред он наносит, но, похоже, его это не волновало… он называл это просто бизнесом».

Вернувшись в Тамале, Гана, команда BBC последовала за местной оперативной группой в ходе одного последнего рейда, в ходе которого было обнаружено еще больше Тафродола Авео. Тем вечером они собрались в местном парке, чтобы сжечь изъятые наркотики.

«Мы сжигаем его на виду у всех», — сказал Зикей, один из лидеров, пока пакеты обливали бензином и поджигали, — «чтобы это послужило сигналом продавцам и поставщикам: если они вас поймают, они сожгут ваши наркотики».

Но даже когда пламя уничтожило несколько сотен упаковок «Тафродола», «продавцы и поставщики» на вершине этой цепочки, за тысячи миль в Индии, штамповали еще миллионы — и богатели на прибылях от несчастья.

Поделитесь новостью