У миллиарда индийцев нет денег на расходы — отчет

Автор -

    Согласно новому отчету , в Индии проживает 1,4 миллиарда человек, но около миллиарда из них не имеют денег на какие-либо необязательные товары или услуги.

    По данным отчета венчурной компании Blume Ventures, потребительский класс страны, фактически потенциальный рынок для стартапов или владельцев бизнеса, примерно такой же большой, как в Мексике, и составляет 130–140 миллионов человек.

    Еще 300 миллионов — это «новые» или «начинающие» потребители, но они неохотно тратят деньги и только начали открывать свои кошельки, поскольку цифровые платежи одним нажатием кнопки упрощают совершение транзакций.

    Более того, потребительский класс в третьей по величине экономике Азии не «расширяется», а «углубляется», согласно отчету. По сути, это означает, что богатое население Индии на самом деле не растет в количественном отношении, хотя те, кто уже богат, становятся еще богаче.

    Все это по-разному формирует потребительский рынок страны, в частности, ускоряя тенденцию «премиумизации», когда бренды стимулируют рост, делая ставку на дорогие, усовершенствованные продукты, ориентированные на состоятельных людей, вместо того, чтобы сосредотачиваться на предложениях для массового рынка.

    Это очевидно по росту продаж ультра-роскошного закрытого жилья и телефонов премиум-класса, даже несмотря на то, что их более дешевые варианты испытывают трудности. Доступное жилье сейчас составляет всего 18% от общего рынка Индии по сравнению с 40% пять лет назад. Брендовые товары также захватывают большую долю рынка. И «экономика впечатлений» процветает, дорогие билеты на концерты международных артистов, таких как Coldplay и Эд Ширан, расходятся как горячие пирожки.

    Компании, которые приспособились к этим изменениям, процветают, сказал BBC Саджит Пай, один из авторов отчета. «Те, кто слишком сосредоточен на массовом сегменте или имеет ассортимент продукции, не имеющий выхода на премиальный сегмент, потеряли долю рынка».

    Результаты отчета подтверждают давнюю точку зрения о том, что восстановление Индии после пандемии имело К-образную форму: богатые стали еще богаче, а бедные потеряли покупательную способность.

    На самом деле, это долгосрочная структурная тенденция, которая началась еще до пандемии. Индия становится все более неравномерной: 10% самых богатых индийцев теперь владеют 57,7% национального дохода по сравнению с 34% в 1990 году. Доля нижней половины в национальном доходе упала с 22,2% до 15%.

    Однако последний спад потребления усугубился не только на фоне падения покупательной способности, но и резкого сокращения финансовых сбережений и роста задолженности среди широких масс.

    Центральный банк страны также принял жесткие меры против легкого необеспеченного кредитования, которое поддерживало спрос после пандемии COVID.

    Значительная часть потребительских расходов «развивающегося» или «стремящегося» класса индийцев была обусловлена ​​такими заимствованиями, и «перекрытие этого крана, безусловно, окажет определенное влияние на потребление», говорит Пай.

    В краткосрочной перспективе ожидается, что две вещи помогут увеличить расходы — рост спроса в сельской местности на фоне рекордного урожая и налоговые льготы в размере 12 миллиардов долларов в недавно принятом бюджете. Это не будет «драматическим», но может увеличить ВВП Индии — в основном за счет потребления — более чем на полпроцента, говорит Пай.

    Однако сохраняются и серьезные долгосрочные препятствия.

    По данным, собранным Marcellus Investment Managers, средний класс в Индии, который был основным двигателем потребительского спроса, вытесняется, а заработные платы остаются практически на прежнем уровне.

    «Средние 50% налогоплательщиков Индии столкнулись с тем, что их доходы в абсолютном выражении за последнее десятилетие стагнировали. Это подразумевает сокращение доходов вдвое в реальном выражении [с учетом инфляции]», — говорится в отчете , опубликованном в январе.

    «Этот финансовый удар уничтожил сбережения среднего класса. Резервный банк Индии (RBI) неоднократно подчеркивал, что чистые финансовые сбережения индийских домохозяйств приближаются к 50-летнему минимуму. Этот удар предполагает, что продукты и услуги, связанные с расходами домохозяйств среднего класса, вероятно, столкнутся с трудностями в предстоящие годы», — добавляет он.

    В отчете Marcellus также отмечается, что найти работу для «белых воротничков» в городах становится все сложнее, поскольку искусственный интеллект автоматизирует канцелярскую, секретарскую и другую рутинную работу. «Число руководителей, занятых на производственных предприятиях [в процентах от всех занятых] в Индии значительно сократилось», — добавляется в нем.

    Недавний экономический обзор правительства также выявил эти опасения.

    В отчете говорится, что вытеснение рабочей силы в результате этих технологических достижений вызывает особую обеспокоенность для экономики, ориентированной в основном на сферу услуг, такой как Индия, где значительная доля ИТ-специалистов занята в секторах услуг с низкой добавленной стоимостью, которые наиболее подвержены сбоям.

    «Индия также является экономикой, основанной на потреблении, поэтому падение потребления, которое может возникнуть в результате перемещения рабочей силы, обязательно будет иметь макроэкономические последствия. Если худшие прогнозы оправдаются, это может сбить с курса траекторию экономического роста страны», — говорится в исследовании.

    Поделитесь новостью