Арктика сегодня выступает средоточием интересов многих стран. Их привлекают богатство ее ресурсов, логистические возможности, геостратегическое значение, особая атмосфера. Разумеется, в первую очередь перечисленные составляющие важны для арктических и приарктических государств.
Но современные технологии, изменения, происходящие в окружающей среде, тенденции реструктуризации мироустройства в сторону многополярности позволяют, как минимум, «приобщиться» к обсуждению и решению дел региона и другим субъектам. Хотя для этого требуются, конечно же, и добрая воля, согласие, содействие собственно арктических держав. Сами арктические державы демонстрируют их на практике, инициируя или поддерживая различные диалоговые площадки соответствующей направленности.
Ярким примером служит Международный арктический форум «Арктика – территория диалога». Это инициатива России, реализуемая с 2010 г. Инициатива знаковая, поскольку Россия заявляет о себе как о ведущей арктической державе, для чего есть ряд весомых аргументов, в том числе ее специфическое геополитическое положение, размер арктического сектора, наличие безальтернативных преимуществ (прежде всего атомный ледокольный флот, контроль за Северным морским путем). Одновременно она призывает международное сообщество воспринимать Арктику как регион сотрудничества, но не конфронтации и сосредоточиться на коллективных проектах в этом обширном пространстве.
Международный арктический форум призван быть диалоговой площадкой для рассмотрения широкого спектра проблем Арктики в целях обеспечения ее устойчивого развития и благоприятного будущего. Предыдущие пять форумов собрали огромное количество участников из разных стран и регионов мира.
В частности, V Форум, проходивший в Санкт-Петербурге в апреле 2019 г., объединил представителей 52 стран Европы, Азии, Африки и даже Южной Америки, а также ряда международных организаций. Среди участников Форума – эксперты, руководители компаний, компетентных национальных органов, международные должностные лица. Примечательно, что в числе самых больших делегаций, кроме делегаций из арктических стран, были китайская и японская.
На VI Форуме, который должен состояться 26–27 марта 2025 г. в неофициальной «столице» российской Арктики Мурманске, также ожидается разнообразное и широкое представительство. Учитывая сложный характер отношений России с Европой, допускаем, что первостепенная роль на Форуме будет принадлежать незападным партнерам России.
Предлагаемые для обсуждения на VI Форуме вопросы затрагивают различные сферы и направления, демонстрируя готовность России, как его организатора, к конструктивному и диверсифицированному взаимодействию. Только деловая программа предусматривает десятки мероприятий в разнообразных форматах. Тематически она охватывает четыре основных блока: «Арктика и Северный морской путь: как победить в конкурентной борьбе мировых маршрутов», «Арктика и Северный морской путь: полюс привлечения инвестиций», «Арктика и Северный морской путь: развитие опорных населенных пунктов», «Международное сотрудничество и экология».
Названия говорят сами за себя, предполагая артикуляцию арктической проблематики в разрезе необходимости активизировать международное сотрудничество на базе общих интересов и комплексного подхода к развитию Арктической зоны. Зарубежных участников может в первую очередь интересовать получение упрощенного доступа к Северному морскому пути, созданию разветвленной инфраструктуры в регионе в целом, системе мониторинга состояния вечной мерзлоты, экологического равновесия, безусловно, ресурсным месторождениям.
Это касается, например, Китая, являющегося крупным экспортером и потребителем энергоресурсов, нуждающегося в дополнительных маршрутах для безопасной перевозки своих товаров и импорта нефти и газа. Северный морской путь во многом может рассматриваться как альтернатива Суэцкому и Панамскому каналам, и в неспокойной международной обстановке (проблема хуситов и пр.) привлекает все более пристальное внимание даже отдаленных от него стран.
Предполагаем, что Россия намерена предоставить соответствующие возможности прежде всего своим партнерам, в т.ч. Индии, Малайзии, Индонезии, Вьетнаму, Филиппинам и другим государствам, для которых Северный морской путь может выступить альтернативным торговым каналом с Европой. И это не только Китай, но и ее союзники по интеграционным объединениям. Также стоит учитывать интересы стран Центральной Азии, которых затрагивают инициативы Китая по созданию трансграничного коридора на Иртыше с выходом к маршруту Северного морского пути. Другие партнеры и союзники России также могут постепенно подключаться к разработке инфраструктурных проектов.
Вероятно, дополнительным импульсом послужит относительная нормализация российско-американских отношений, которая способна подтолкнуть ранее колеблющиеся или недружественные для России страны к возобновлению с ней диалога. И даже побудить их отказаться от санкционной политики – полностью или частично – в обмен на новые преимущества.