По мере приближения «Дня освобождения» Дональда Трампа 2 апреля , когда он объявил о введении «взаимных» пошлин в отношении торговых партнеров Америки, в Пекине задаются вопросом, станет ли это моментом реальной эскалации зарождающейся торговой войны с США, пишет CNN.
Смешанные сообщения заставляют китайских чиновников гадать. Президент США долгое время ругал огромный торговый дефицит между двумя крупнейшими экономиками мира – и в ходе предвыборной кампании угрожал пошлинами в размере более 60% на все китайские товары, поступающие в США. Это потенциально ставит Пекин в очередь на ожидаемые в среду меры.
Тем не менее, в последние дни Трамп предположил, что он мог бы снизить пошлины на китайский импорт в рамках более широкой сделки по продаже китайской социальной медиа-платформы TikTok.
Выступая в воскресенье на Air Force One, он снова пообещал завершить сделку по платформе до субботнего крайнего срока . Трамп также расхваливал «прекрасные отношения» с китайским лидером Си Цзиньпином, несмотря на то, что его правительство ввело жесткий контроль над доступом Китая к американским технологиям и призвало к более жесткому контролю инвестиций.
Пекин не одинок в своих колебаниях со стороны Трампа во время его второго срока. Лидер США, похоже, использует неопределенность как тактическое оружие, когда он сталкивается с торговыми партнерами, как близкими, так и далекими.
В понедельник азиатские акции последовали за фьючерсами США, упав из-за рискованности предстоящих пошлин. Фондовые рынки Японии и Южной Кореи, чьи автопроизводители, вероятно, непропорционально сильно пострадают от мер, объявленных Трампом на прошлой неделе, пострадали особенно сильно.
Однако для Китая, ближайшего к Америке по размеру экономики и ее главного геополитического соперника, форма и характер отношений могут повлиять на весь мир.
Один из возможных результатов, фактическое расцепление, перевернет глобальные цепочки поставок и потрясет части каждой экономики. Другой может увидеть, как эти двое переосмыслят то, как они мирно сосуществуют в глобальной экономике.
«Мы находимся на настоящей развилке дорог», — заявил журналистам на прошлой неделе в кулуарах глобального бизнес-форума в Пекине Скотт Кеннеди, старший советник аналитического центра Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
«Мы можем увидеть, как эти переговоры и давление приведут к отходу от этих угроз и возобновлению более стабильных отношений, но все может стать намного хуже. Мы можем увидеть, как тарифы взлетят до небес, а инвестиции упадут. Это приведет к некоторому, по крайней мере, постепенному расхождению двух экономик, и будет много страданий», — сказал он.
В условиях неопределенности послание Пекина было ясным: США должны «вернуться на правильный путь диалога и сотрудничества в ближайшее время», заявил представитель МИДа ранее в этом месяце. Но «если война — это то, чего хотят США, будь то тарифная война, торговая война или любой другой тип войны, мы готовы сражаться до конца».
Око за око
В ходе того, что США назвали «ознакомительной встречей» между главным торговым представителем Америки Джеймисоном Гриром и вице-премьером Китая Хэ Лифэном на прошлой неделе, он «выразил серьезную обеспокоенность» по поводу существующих тарифов США и возможного введения дополнительных пошлин 2 апреля, согласно сообщению государственных СМИ.
Отдельный отчет о звонке из аккаунта в социальных сетях, связанного с государственной телекомпанией Китая, более четко изложил то, что сказал Хэ: «Если США будут настаивать на нанесении ущерба интересам Китая, Китай решительно ответит». Любые изменения торгового статуса Китая со стороны США «не повлияют на взаимовыгодное сотрудничество Китая с миром», сказал он.
Китай уже быстро, хотя и скромно, ответил на два дополнительных 10-процентных тарифа, которые Трамп ввел на китайский импорт в США, одновременно совершенствуя набор других контрмер.
Премьер Госсовета КНР Ли Цян на прошлой неделе подписал указ, ужесточающий «антисанкционный закон» Китая, который позволяет Пекину принимать меры против иностранных государств, которые «сдерживают или подавляют» Китай или дискриминируют его организации и отдельных лиц.
Ранее в этом месяце Пекин впервые применил антидискриминационные меры в рамках своего Закона о внешней торговле, чтобы повысить тарифы на канадский импорт. В конце прошлого года правительство также пересмотрело свой экспортный контроль за товарами «двойного назначения», а затем быстро ужесточило экспорт галлия, германия, сурьмы — ключевых материалов военного назначения.
«Китай знает, что его подход к США в первый срок Трампа может не сработать. Пекин недооценил решимость США вести войну, у него не хватило патронов, чтобы вести войну по принципу «око за око», — сказал шанхайский аналитик по международным делам Шэнь Динли.
Затем ответные меры Китая в основном заключались в введении пошлин на широкий спектр импорта из США, прежде чем стороны достигли «первой фазы» торгового соглашения, которое, по словам аналитиков, Китай так и не реализовал в полной мере.
По словам Шена, на этот раз Пекин действует более стратегически и использует другие инструменты, стремясь провести переговоры с Трампом на уровне лидеров, чтобы остановить эскалацию.
Пекин также использует глобальную неопределенность вокруг политики Трампа «Америка прежде всего» и торговой политики, чтобы позиционировать себя как поборника мировой экономики и завоевать экономических союзников среди торговых партнеров и компаний США от Азии до Европы.
«Разъединение и разрыв цепочек поставок вредят всем и ведут в никуда», — заявил Си на прошлой неделе в Пекине аудитории мировых руководителей , среди которых были генеральные директора американских компаний FedEx и Qualcomm. «Блокирование путей других в конечном итоге только затруднит ваш собственный», — заявил китайский лидер.
Данные показывают, что Китай уже диверсифицировал импорт и экспорт, отдаляясь от США с первой торговой войны Трампа. Но доступ к европейским и азиатским рынкам станет все более важным для Пекина, если он столкнется с растущими барьерами для выхода на американский рынок.
Их может быть много, поскольку Трамп стремится закрыть торговый дефицит, а также наказать за поведение, которое, по его мнению, наносит вред США. Президент на прошлой неделе также пригрозил высокими пошлинами на импорт из стран, импортирующих венесуэльскую нефть, список которых возглавляет Китай. На выходных он также пригрозил ввести аналогичные вторичные санкции на российскую нефть , крупным покупателем которой также является Китай.
«Складывается впечатление, что ситуация движется к тому, что общая ставка пошлин на китайские товары, поставляемые в США, к лету может достичь предложенных президентом 60%», — сказал Курт Тонг, управляющий партнер вашингтонской консалтинговой фирмы Asia Group, бывший посол, занимавший пост генерального консула в Гонконге.
По словам экономистов, такой уровень «приведет к резкому сокращению поставок», добавил он.
Приступаем к переговорам
Обе стороны в конечном итоге сильно заинтересованы в заключении сделки. Но вопрос в том, как сесть за стол переговоров – и смогут ли они достичь соглашения, когда окажутся там.
Во время недавнего визита в Пекин союзник Трампа и сенатор США Стив Дейнс заявил агентству Bloomberg News, что Китай должен прекратить поставки ингредиентов фентанила в США до начала каких-либо торговых переговоров.
Если это правда, это может оказаться непростой задачей, поскольку Китай яростно защищает свои усилия по пресечению потока химических веществ, связанных с фентанилом, за пределы страны и раскритиковал США за «очернение и перекладывание вины на Китай».
Тем временем Трамп «захочет организовать кампанию максимального давления, прежде чем другая сторона выдаст лучшую сделку, которую она может предложить», — сказал Юн Сан, директор программы по Китаю в аналитическом центре Stimson Center в Вашингтоне.
И Китай не захочет вести переговоры «по каждому вопросу», предпочитая пакетную сделку. «Но это должна быть двусторонняя сделка. Это не может быть односторонней уступкой», и в отличие от более мелких экономик «Китай не собирается уступать», сказала она.
Аналитики разыграли ряд потенциальных пунктов переговоров, которые могут оказаться на столе, если переговоры между двумя сторонами начнутся. Они варьируются от соглашений о том, что Китай будет покупать больше товаров из США, сокращать свой экспорт или обещать больше инвестиций из США — предложение, которое стало еще сложнее из-за новых усилий США по ограничению китайских инвестиций в секторах, которые считаются чувствительными.
По словам наблюдателей, китайские чиновники будут рассматривать уступки в вопросе ограничений США на технологии, смену тона или даже изменение уровня военной помощи, которую США оказывают Тайваню, самоуправляющейся демократии, как утверждает Пекин.
Эксперты пока не уверены, возможна ли так называемая «большая сделка» между ними.
«Теоретически Дональд Трамп может считать все усилия успешными, если он введет высокие пошлины и не заключит сделку», — сказал Тонг, указав на то, что в этом случае президент мог бы приписать себе заслугу в реструктуризации экономических отношений США и Китая.
Однако он заявил, что аналогичные расчеты существуют и для Си Цзиньпина, которого можно считать победителем в его собственной политической сфере, если Пекин примет ответные меры шаг за шагом на своих условиях.
«Это, — сказал он, — то, чего не до конца понимают и американские аналитики, и Белый дом».