Можно сказать, что это всего лишь пигмент вашего воображения, пишут СМИ.
Сегодня вам может быть некомфортно, когда вы осознаете, что в радуге нет фиолетового цвета.
Но подождите, а как насчет фиолетового? Ну, несмотря на то, во что вы, возможно, поверили, фиолетовый — это не фиолетовый. На самом деле, у фиолетового (как и у остальных цветов в естественной радуге) есть то, чего нет у фиолетового — собственная длина волны света . Любой, кто когда-либо получал солнечный ожог, знает, что длины волн фиолетового цвета реальны, поскольку ультрафиолетовое (УФ) излучение Солнца — это причина, по которой вам нужно наносить солнцезащитный крем, хотя вы и не можете видеть эти длины волн (подробнее об этом позже). Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и индиго — все они так же реальны.
Но фиолетовый? Ну, фиолетовый — это просто способ вашего мозга разрешить путаницу.
Все верно. Красные и синие (или фиолетовые) длины волн — это две противоположные крайности в спектре. Когда вы видите обе эти длины волн в одном и том же месте, ваши глаза и мозг не знают, что с ними делать, поэтому они компенсируют, и сталкивающиеся длины волн регистрируются как цвет, который мы называем фиолетовым. На самом деле его не существует.
Видимый спектр света, обнаруживаемый человеческим глазом, составляет лишь малую часть длин волн (0,0035%, если быть точным). Эти цвета доступны нам благодаря миллионам плотно упакованных фоторецепторных клеток, известных как колбочки , которые реагируют на свет, попадающий на нашу сетчатку. Мы можем видеть только те цвета, которые имеют длины волн подходящего размера (от 350 до 750 нанометров), на которые реагируют наши колбочки. Вот почему мы не можем различать ультрафиолетовый или инфракрасный свет — длины волн ультрафиолетового диапазона слишком коротки для обнаружения нашими колбочками, а инфракрасные длины волн слишком длинны.
Клетки колбочек бывают трех видов : колбочки с короткими длинами волн (S), колбочки со средними длинами волн (M) и колбочки с длинными длинами волн (L). Примерно 60% колбочек — это колбочки L, которые лучше всего поглощают красноватые длины волн (из-за содержащихся в них красноватых пигментов), 30% — это колбочки M, которые лучше всего поглощают зеленоватые длины волн (и имеют зеленоватый пигмент), и 10% — это колбочки S, которые лучше всего поглощают голубоватые длины волн (и имеют голубоватый пигмент). Все три типа колбочек могут поглощать многочисленные длины волн, близкие к их пику, — хотя это поглощение ослабевает по мере удаления от пиковой длины волны поглощения — и перекрываются в своей способности обнаруживать такие цвета, как желтый и бирюзовый.
Колбочки на самом деле не видят цвета сами по себе, но они посылают электрические сигналы на основе длин волн, которые они поглощают, через зрительный нерв в часть мозга, называемую таламусом, где сигналы обрабатываются. После того, как эти сигналы проанализированы, они отправляются в зрительную кору, которая определяет, сколько колбочек было активировано длиной волны света, а также силу сигнала от каждой колбочки (и тип колбочки). Затем мозг определяет, на какой цвет вы смотрите, сравнивая различия в силе сигнала, что позволяет нам видеть до миллиона цветов.
Когда вы смотрите на промежуточные цвета (например, бирюзовый), ваш мозг усредняет, сколько колбочек и какого типа отреагировало на обнаружение этой промежуточной длины волны. Бирюзовый свет «зажжет» большую часть ваших S-колбочек довольно сильно, но также зажжет некоторые M-колбочки. Если синего больше, чем зеленого, вы видите то, что воспринимаете как оттенок синего, и наоборот.
Проблема с фиолетовым заключается в том, что не предполагается, что можно создать цвет из длин волн на противоположных концах спектра. Самая короткая длина волны, обнаруженная вашими S-колбочками (фиолетовый свет), не пересекается с самой длинной длиной волны, обнаруженной вашими L-колбочками (красный свет). Чтобы компенсировать это, мозг изгибает спектр в круг, заставляя две крайности встретиться в фиолетовом. Это иллюзия физики и нейробиологии, которая заставляет нас думать, что мы видим неспектральный цвет .
Несмотря на то, что технически это вымысел — больше похожий на пигмент — нашего воображения, фиолетовый цвет заслужил богатую репутацию цвета королевской власти, благородства, власти, роскоши, преданности, тайны и магии. Возможно, самая подходящая ассоциация — это последняя.