Как Трамп, Путин и Си могут поделить земной шар

Автор -

Обращение президента США к президенту России в попытке положить конец конфликту на Украине происходит на фоне борьбы лидеров за сферы влияния, в то время как Китай стремится показать свою мощь. Карта, составленная журналом Newsweek, показывает, как может сложиться эта глобальная шахматная партия.

По словам Веселы Черневой, заместителя директора Европейского совета по международным отношениям (ECFR), процесс прекращения конфликта имеет отголоски Ялтинской конференции 1945 года между лидерами США, Великобритании и СССР, которая предшествовала разделу Европы в условиях холодной войны.

«В Ялте великие державы решали вопрос о будущем Восточной Европы», — сказала она в интервью Newsweek. «Именно так это выглядит сейчас в отношении Украины. Решение о будущем Украины без Украины — это также решение о будущем Европы без Европы», — добавила Чернева.

По словам Стефана Вольфа, профессора международной безопасности Бирмингемского университета, нынешний президент США видит мир, разделенный великими державами на сферы влияния: «Вероятно, мы увидим, как сверхдержавы поделят между собой земной шар — Китай и США, — и пока неясно, что будет с Россией, станет ли она самостоятельным игроком или будет еще больше зависеть от Китая».

Влияние России в Восточной Европе

По словам Черневой, позиция администрации Трампа говорит о том, что Восточная Европа может оказаться брошена на произвол судьбы, что вызывает беспокойство, учитывая влияние России на внутреннюю политику таких стран, как Чехия, Словакия, Болгария, Румыния и Польша.

По ее словам, Россия пытается подорвать демократию в Восточной Европе и «работает над тем, чтобы сдвинуть общества к другому, новому консенсусу, который сейчас, в эпоху Трампа, кажется очень удобным».

Призрак Путина в последние месяцы витает над протестами и выборами в нескольких странах Восточной Европы. Прозападные политики обвиняют Москву во вмешательстве в референдум ЕС и президентские выборы в Молдове, а в соседней Румынии выборы были отменены лидерами сторонников ЕС после того, как ультраправый кандидат Калин Джорджеску победил в первом туре на фоне заявлений о вмешательстве России.

В ряде европейских стран проходят акции протеста против правительств, которые, как считается, занимают более прокремлевскую позицию. Протестующие в Словакии вышли на улицы Братиславы, чтобы выразить протест против поправки к законопроекту об ограничении деятельности НПО, которая была приравнена к российскому закону об иностранных агентах в стране, чей лидер Роберт Фицо подвергается критике со стороны оппонентов за связи с Москвой.

В марте прошли протесты в Сербии, где президент Александр Вучич поддерживает тесные связи с Москвой, а ощутимая рука Кремля в венгерской политике вызвала ответную реакцию против премьер-министра Виктора Орбана, одного из ближайших союзников Путина в ЕС.

На юге, в Грузии, проходят протесты против правящей группы «Грузинская мечта», которую критики обвиняют в связях с Москвой и которая укрепляет свою власть в южнокавказской стране со стратегически важным выходом к Черному морю.

Китай и Центральная Азия

Центральная Азия может стать ареной соперничества между Россией и Китаем.

В знак дипломатических намерений Путину был оказан теплый прием в Монголии в сентябре прошлого год. Монголия полагается на Россию в плане топлива и электроэнергии и на Китай в плане инвестиций в горнодобывающую промышленность.

По словам Стефана Вольфа из Бирмингемского университета, знаменательно, что первая зарубежная поездка китайского лидера Си Цзиньпина после пандемии COVID была в бывшую советскую республику Казахстан, лидер которой Касым-Жомарт Токаев выступил против нападения Путина на Украину.

«В Астане всегда опасались, что Казахстан может стать следующим объектом экспансии России», — говорит Вольф, поскольку в стране проживает значительное количество русского населения. «Казахи могут быть немного более скептичными в отношении России и Украины, потому что они знают, что китайцы ясно дали понять, что не позволят России вмешиваться в дела северного Казахстана, где проживает значительное русское население».

Китай, Трамп и Западное полушарие

Трамп неоднократно заявлял, что хочет заполучить Гренландию и взять под контроль Панамский канал, разозлил Канаду, назвав ее потенциальным 51-м штатом, и переименовал Мексиканский залив, чтобы отразить свою философию «Америка превыше всего».

По словам Вольфа, Трамп делает ставку на Западное полушарие, но может столкнуться с противодействием со стороны Китая, особенно в Латинской Америке. «Это, вероятно, побудит Трампа еще больше сосредоточиться на Западном полушарии и избавиться от бессмысленных, по его мнению, обязательств, которые он имеет в других странах», — сказал он.

Однако Трамп пока не добился от Путина того, чего хотел, в отношении сделки по Украине, и если Москва не сможет договориться с США, ее зависимость от Китая будет расти.

Однако заголовки об Украине отошли на второй план, когда Трамп активизировал торговую войну с Китаем, который теперь сталкивается с 145-процентными тарифами. Это может потенциально ослабить Путина, поскольку Си может в большей степени сблизить свои экономические интересы с Европой. «Китаю придется взвешивать свои отношения с Россией по сравнению с отношениями с Европейским союзом», — говорит Вольф.

Существует также вопрос, будет ли достигнута договоренность между США и Китаем по поводу Тайваня. Последние военные учения командования Восточного театра военных действий Китая в районе Тайваня на этой неделе усилили вопрос о том, что будет делать Трамп в случае вторжения Пекина.

По словам Вольфа, Си, возможно, еще не готов захватить Тайвань силой, поскольку в Южно-Китайском море есть и другие горячие точки, где США потенциально будут вынуждены вмешаться в конфликт с воинственным Китаем, например, Филиппины.

«Могут быть такие негласные договоренности, когда китайцы давят, а США не отвечают», — говорит Вольф. «Тогда становится ясно, что существует негласное признание того, что Южно-Китайское море принадлежит Китаю».

Поделитесь новостью