Таджикская оппозиция объявила, что намерена создать «временное правительство в изгнании» по образцу белорусского Координационного совета оппозиции, которое будет базироваться в Европе. О решении это сделать сообщило оппозиционное движение «Реформы и развитие Таджикистана». Его глава Шарофиддин Гадоев считает, что необходимость создания подобного органа связана с тем, что Таджикистан находится в состоянии острого политического, правового и гуманитарного кризиса, который вызван узурпацией власти со стороны президента Рахмона и его окружения. Об этом сообщает Озоди.
«Необходимость в создании «временного правительства в изгнании» исходит из того, что нынешнее правительство является незаконным, а власть в стране фактически узурпирована определенной группой, которая в свою очередь подчинила себе всю экономику, – подчеркивает оппозиционер. – Права граждан непрерывно ограничиваются и повсеместно нарушаются. Из-за этого тысячи граждан из-за их политических взглядов и убеждений отправлены в тюрьмы. И это как раз один из аргументов в пользу создания временного правительства, которое могло бы восстановить права граждан Таджикистана».
В Душанбе на заявление Гадоева пока никак не отреагировали. Свою позицию пока не высказали и другие таджикистанские оппозиционные объединения за рубежом – хотя Гадоев сказал, что намерен начать с ними переговоры о создании «временного правительства в изгнании».
В движении «Реформы и развитие» считают, что на реализацию этих планов уйдёт несколько месяцев.
«На создание «временного правительства в изгнании» потребуется от трёх до шести месяцев. Но сперва нам надо собрать Национальный совет, который и будет заниматься формированием будущего временного правительства, – говорит Шарофиддин Гадоев. – В национальный совет войдут любые активные граждане Таджикистана, которые представляют различные группы и регионы страны. Личности тех членов Национального совета, которые будут находиться внутри Таджикистана, в целях их же безопасности не будет раскрываться. А те, кто живут в безопасных странах, например в Европе, будут открыто выступать и высказывать своё мнение и позицию».
«Будущий план действий мы намерены обсудить открыто в онлайн-формате в соцсетях, где любой желающий может принять участие в дискуссиях», – пообещал таджикистанский оппозиционер.
По мнению Гадоева, временное правительство в первую очередь должно провести конституционную реформу в Таджикистане.
«По моему мнению, главной задачей временного правительства должно стать проведение конституционной реформы. Нам надо в первую очередь привести в действие Конституцию. Сейчас из-за узурпации власти со стороны президента он фактически назначает как членов законодательной власти, так и судебной, не говоря уже об исполнительной власти, главой которой он является, – объяснил он. – Другой момент: в действующую Конституцию Таджикистана внесены незаконные изменения, которые обеспечили концентрацию всей полноты власти в руках президента. Иными словами, нынешняя Конституция не отражает интересов граждан страны, а написана под одного человека».
Эмомали Рахмон находится у власти в Таджикистане с 16 ноября 1994 года: он самый долго пребывающий у власти политик в странах бывшего СССР. На всех выборах, которые проходили с тех пор, он побеждал с подавляющим преимуществом. Политологи считают, что Рахмон готовит передачу власти своему сыну, Рустаму Эмомали, с каждым годом усиливая его полномочия.
За время правления Рахмона подавляющее большинство таджикских оппозиционных объединений подверглось репрессиям, а их лидеры получили длительные тюремные сроки. По данным правозащитных организаций, власти Таджикистана в последние годы усилили преследование тех оппозиционеров из Таджикистана, кто живёт за рубежом, из-за чего участились случаи, когда европейские страны выдворяют критиков таджикистанского правительства. После депортации на родину этих таджикистанцев, как правило, приговаривают к длительным тюремным срокам.