Когда президент США Дональд Трамп ввел пошлины на Китай во время своего первого срока, вьетнамский предприниматель Хао Ле увидел в этом возможность.
Его компания — одна из сотен предприятий, которые появились, чтобы конкурировать с китайским экспортом, который все чаще сталкивается с ограничениями со стороны Запада, пишет Би-би-си.
Компания Le’s SHDC Electronics, расположенная в перспективном промышленном центре Хайзыонг, ежемесячно продает в США аксессуары для телефонов и компьютеров на сумму 2 млн долларов США (1,5 млн фунтов стерлингов).
Но этот доход может иссякнуть, если Трамп введет 46%-ные пошлины на вьетнамские товары, план, который в настоящее время отложен до начала июля. Это было бы «катастрофично для нашего бизнеса», говорит Ле.
А продавать вьетнамским потребителям — это не вариант, добавляет он: «Мы не можем конкурировать с китайской продукцией. Это не только наша проблема. Многие вьетнамские компании испытывают трудности на своем собственном внутреннем рынке».
Тарифы Трампа в 2016 году отправили избыток дешевого китайского импорта, изначально предназначенного для США, в Юго-Восточную Азию, навредив многим местным производителям. Но они также открыли новые двери для других предприятий, часто в глобальные цепочки поставок, которые хотели сократить свою зависимость от Китая.
Но Трамп 2.0 угрожает закрыть эти двери, которые он считает неприемлемой лазейкой. И это удар по быстрорастущим экономикам, таким как Вьетнам и Индонезия, которые стремятся стать ключевыми игроками в отраслях от чипов до электромобилей.
Как рассчитывались тарифы Дональда Трампа?
Они также оказались зажаты между двумя крупнейшими экономиками мира — Китаем, могущественным соседом и их крупнейшим торговым партнером, и США, ключевым экспортным рынком, которые могут попытаться заключить сделку за счет Пекина.
Поэтому давно запланированная поездка Си Цзиньпина во Вьетнам, Малайзию и Камбоджу на этой неделе приобрела новую актуальность.
Все три страны расстелили перед ним красную дорожку, но Трамп увидел в этом еще одно доказательство их сговора с целью «обмануть» США.
По сообщениям, Белый дом будет использовать предстоящие переговоры с малыми странами, чтобы оказать на них давление и заставить их ограничить свои отношения с Пекином.
Однако это может оказаться несбыточной мечтой, учитывая объем денежных потоков между Китаем и Юго-Восточной Азией.
В 2024 году Китай заработал рекордные $3,5 трлн на экспорте — 16% из них ушли в Юго-Восточную Азию, его крупнейший рынок. Пекин, в свою очередь, оплатил железные дороги во Вьетнаме, плотины в Камбодже и порты в Малайзии в рамках своей инфраструктурной программы «Один пояс, один путь», которая направлена на укрепление связей за рубежом.
«Мы не можем выбирать и никогда не будем выбирать [между Китаем и США]», — заявил министр торговли Малайзии Тенгку Зафрул Азиз в интервью BBC во вторник перед визитом Си Цзиньпина.
«Если проблема касается чего-то, что, по нашему мнению, противоречит нашим интересам, то мы будем защищать [себя]».
Тревожный звонок
В дни после того, как Трамп обнародовал свои масштабные пошлины , правительства стран Юго-Восточной Азии бросились в режим заключения сделок.
В ходе разговора с вьетнамским лидером То Ламом, который Трамп назвал «очень продуктивным», последний предложил полностью отменить пошлины на американские товары.
Рынок США имеет решающее значение для Вьетнама, развивающегося центра электронной промышленности, где такие производственные гиганты, как Samsung, Intel и Foxconn (тайваньская фирма, заключившая контракт на производство iPhone), открыли свои предприятия.
Тем временем, тайские чиновники направляются в Вашингтон с планом, который включает в себя более высокий импорт и инвестиции из США. США являются их крупнейшим экспортным рынком, поэтому они надеются избежать 36%-ного налога на Таиланд, который Трамп может восстановить.
«Мы заявим правительству США, что Таиланд является не только экспортером, но и союзником и экономическим партнером, на которого США могут положиться в долгосрочной перспективе», — заявил премьер-министр Пэтонгтан Чинават.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) исключила возможность ответных мер на тарифы Трампа, вместо этого решив подчеркнуть их экономическое и политическое значение для США.
«Мы понимаем обеспокоенность США», — сказал г-н Зафрул в интервью BBC. «Вот почему нам нужно показать, что на самом деле мы, АСЕАН, особенно Малайзия, можем стать этим мостом».
Это роль, которую экспортно-ориентированные экономики Юго-Восточной Азии сыграли хорошо — они выиграли от торговли и инвестиций как с Китаем, так и с США. Но приостановленные Трампом пошлины могут сорвать это.
Возьмем, к примеру, Малайзию. В последние годы производители чипов из США и других стран инвестировали туда, поскольку Вашингтон блокирует продажу передовых технологий Китаю. В прошлом году Китай импортировал чипы из Малайзии на сумму 18 млрд долларов. Эти чипы используются в электронике китайского производства, например, в iPhone, которые обычно поставляются в США.
Предложенные Трампом тарифы на Малайзию — 24% — могут перекрыть многомиллиардный рынок США. Но это еще не все.
«Если так будет продолжаться, то компаниям придется пересмотреть свои инвестиционные обязательства», — говорит г-н Зафрул. «Это повлияет не только на экономику Малайзии, но и на мировую экономику».
Затем следует Индонезия, которая может столкнуться с 32-процентными пошлинами, а также обладающая огромными запасами никеля и нацеленная на глобальную цепочку поставок электромобилей.
Камбоджа, союзник Китая, сталкивается с самыми высокими пошлинами: 49%. Одна из беднейших стран в регионе, она процветала как перевалочный пункт для китайских предприятий, стремящихся обойти пошлины США. Китайские предприятия в настоящее время владеют или управляют 90% швейных фабрик, которые в основном экспортируют в США.
Трамп, возможно, и приостановил введение этих пошлин, но «ущерб уже нанесен», считает Дорис Лью, экономист из Малайзийского института демократии и экономики.
«Это служит сигналом тревоги для региона не только для снижения зависимости от США, но и для восстановления баланса чрезмерной зависимости от любого отдельного торгового и экспортного партнера».
Потеря Китая и приобретение Юго-Восточной Азии
В эти нестабильные времена Си Цзиньпин пытается послать твердое послание: давайте объединимся и дадим отпор «издевательствам» со стороны США .
Это непростая задача, поскольку у Юго-Восточной Азии также есть торговая напряженность с Пекином.
В Индонезии владелица бизнеса Исма Савитри обеспокоена тем, что введенные Трампом пошлины на товары из Китая в размере 145% означают усиление конкуренции со стороны китайских конкурентов, которые больше не смогут экспортировать свою продукцию в США.
«Малый бизнес, такой как наш, чувствует себя стесненным», — говорит владелец бренда одежды для сна Helopopy. «Мы боремся за выживание под натиском сверхдешевых китайских товаров».
Одна из популярных пижам Helopopy продается за $7,10 (119 000 индонезийских рупий). Исма говорит, что видела похожие модели из Китая примерно за половину этой цены.
«Юго-Восточная Азия, находясь рядом, с открытыми торговыми режимами и быстрорастущими рынками, естественным образом стала свалкой», — говорит Нгуен Кхак Зянг, приглашенный научный сотрудник Института Юсофа-Исхака ISEAS в Сингапуре. «В политическом плане многие страны не хотят вступать в конфронтацию с Пекином, что добавляет еще один уровень уязвимости».
В то время как потребители приветствовали конкурентоспособные цены на китайские товары — от одежды до обуви и телефонов — тысячи местных предприятий не смогли предложить такие же низкие цены.
По оценкам тайского аналитического центра, в Таиланде ежемесячно закрывалось более 100 фабрик за последние два года. За тот же период в Индонезии около 250 000 работников текстильной промышленности были уволены после того, как закрылись около 60 производителей одежды, сообщают местные торговые ассоциации, включая Sritex, некогда крупнейшего производителя текстиля в регионе.
«Когда мы смотрим новости, мы видим, что внутренний рынок переполнен импортной продукцией, что портит наш собственный рынок», — рассказал BBC Муджиати, работник, уволенный из Sritex в феврале после 30 лет работы.
«Может, нам просто не повезло», — говорит 50-летний мужчина, который все еще ищет работу. «Кому мы можем пожаловаться? Некому».
Правительства стран Юго-Восточной Азии отреагировали волной протекционизма, поскольку местные предприятия потребовали защитить себя от воздействия китайского импорта.
В прошлом году Индонезия рассматривала возможность введения 200%-ных пошлин на ряд китайских товаров и заблокировала сайт электронной коммерции Temu, популярный среди китайских торговцев. Таиланд ужесточил проверки импорта и ввел дополнительный налог на товары стоимостью менее 1500 тайских бат ($45; £34).
В этом году Вьетнам дважды вводил временные антидемпинговые пошлины на китайскую стальную продукцию. А после последнего объявления Трампа о тарифах Вьетнам, как сообщается, намерен принять жесткие меры против китайских товаров, перевозимых через его территорию в США.
Рассеивание этих страхов должно было быть одной из задач Си на этой неделе.
Китай обеспокоен тем, что направление его экспорта в США в остальной мир «в конечном итоге действительно оттолкнет и разозлит» его торговых партнеров, заявил Дэвид Ренни, бывший руководитель пекинского бюро газеты Economist, в программе Newshour на канале BBC.
«Если волна китайского экспорта захлестнет эти рынки и нанесет ущерб занятости и рабочим местам… это станет огромной дипломатической и геополитической головной болью для китайского руководства».
У Китая не всегда были простые отношения с этим регионом. За исключением Лаоса, Камбоджи и охваченной войной Мьянмы, остальные опасаются амбиций Пекина. Территориальные споры в Южном Китае испортили отношения с Филиппинами. Это также проблема с другими странами, такими как Вьетнам и Малайзия, но торговля была фактором баланса.
Однако теперь ситуация может измениться, говорят эксперты.
«Юго-Восточной Азии пришлось задуматься, действительно ли они хотят обидеть Китай. Теперь все усложняется», — говорит Чонг Джа-Иан, доцент Национального университета Сингапура.
Потеря Китая может обернуться выгодой для Юго-Восточной Азии.
Хао Ле из Вьетнама говорит, что он заметил всплеск запросов от американских клиентов, ищущих новых поставщиков электроники за пределами Китая: «Раньше покупателям из США требовались месяцы, чтобы сменить поставщика. Сегодня такие решения принимаются в течение нескольких дней».
Малайзия, с ее обширными каучуковыми плантациями и крупнейшим в мире производителем медицинских резиновых перчаток, занимает почти половину мирового рынка резиновых перчаток. Но она готова отхватить большую долю у своего главного конкурента, Китая.
Регион по-прежнему сталкивается с 10%-ным базовым тарифом, как и большинство стран мира. И это плохие новости, говорит Ун Ким Хунг, президент Ассоциации производителей резиновых перчаток Малайзии.
Но, по его словам, даже если приостановленные пошлины вступят в силу, покупателям будет гораздо выгоднее заплатить дополнительные 24% за малазийские перчатки, чем платить 145% за перчатки китайского производства.
«Мы не прыгаем от радости, но это может принести пользу нашим производителям, а также производителям в Таиланде, Вьетнаме и Камбодже».