Для кого казахская таможня создала «элитный список неприкасаемых»?

Автор -

    Депутат мажилиса от фракции «Аманат» Мурат Абенов, озвучивая на днях информацию об уровне контрабанды в Казахстане, заявил, что правительство может решить эту проблему, не прибегая к повышению налогов. Для этого надо лишь усилить таможенный контроль и перестать делить компании, проходящие на границе и в пунктах назначения таможенные операции, на «своих» и «чужих», пишет exclusive.kz.

    Бесконтрольный импорт, благодаря которому миллиарды тенге уходят мимо бюджета, происходит, по его словам, из-за лояльности к так называемым уполномоченным экономическим операторам (УЭО). Этот статус некоторым избранным компаниям присваивает Комитет госдоходов при минфине. Иначе говоря – само правительство в лице этого ведомства, наделяя льготами отдельные компании, всячески упрощает для них таможенные операции: не подвергает досмотру на границе и дает возможность беспрепятственно доставлять товар на свои склады.

    При этом тем компаниям, которые не имеют статуса УЭО (они ввозят товар в страну в белую, то есть официально, с декларацией), создают всевозможные препятствия, связанные в первую очередь с таможенным досмотром и затягиванием таможенной очистки.

    – А ведь в середине нулевых таможня старалась не создавать заторы на границе, – говорит бывший сотрудник таможенных органов, независимый юрист Айнур Кайдарова. – Во-первых, в те годы, да и сейчас тоже, не было условий для досмотра на большие объемы, а во-вторых, это и не нужно было делать, так как для этого существовали системы контроля при транзите от границы до места назначения: АСКДТ – автоматизированная система контроля и доставки товаров, ИДК – инспекционно-досмотровый комплекс, пломбы на машинах и прочее. Кроме того, на протяжении многих лет осуществляется за счет госбюджета полная оцифровка всех операции на таможне.

    Но в последнее время появилось ощущение, что заторы создаются искусственно для тех, кого нет в реестре УЭО и в «элитном» списке таможни. Те, кто входит в этот список, пользуются своеобразными льготами по таможенным платежам и налогам. Как это выглядит? Очень просто: субъект платит по тем ставкам, которые предписала ему таможня, то есть только какую-то часть. Между тем, освобождение от таможенных пошлин и налогов, согласно Налоговому и таможенному законодательству, не может носить индивидуальный характер.

    К товарам, в отношении которых предоставляются льготы, относятся только те, что ввозятся в качестве гуманитарной, безвозмездной или технической помощи для ликвидации последствии стихийных бедствии, медицинские и лекарственные средства, а также товары в качестве вклада иностранного учредителя. Но в списке товаров для «своих», во-первых, нет такого разнообразия товаров, во-вторых, не все они подлежат освобождению от уплаты таможенных и налоговых пошлин.

    И тут возникает диссонанс между мерами, вводимыми посредством маркировки товаров, а в последнее время – повышения НДС для пополнения, как заявило правительство, бюджета, и других ноу-хау, лоббируемых им через законодательства – таможенное, налоговое, по защите прав потребителя и другие.

    Чем же отличается порядок уплаты таможенных пошлин и налогов для компании из «элитного» списка и для всех остальных? Дело в том, что тех, кто ввозит товар в страну в белую, обязывают платить их от всего объема. При этом он еще и классифицируется по кодам ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) ЕАЭС, что напрямую влияет на ставку таможенной пошлины. Поэтому такие компании подвергаются тотальному таможенному досмотру и проверкам.

    Зато «свои» (те, кто из «элитного списка), оплачивают только часть от общего объема, исходя из весовых категории и описания товара, указанного таможней в специальной таблице. Допустим, если вес ввозимых из заграницы канцтоваров составляет 25 тонн, то индекс таможенного «платежа» (такое понятие в таможенном законодательстве вообще-то отсутствует, есть индекс таможенной стоимости) для автоперевозки будет $0,29 за тонну или 3,77 млн тенге, как указано в прилагаемой таблице. Если же возят товар вагонами ЖД, то при весе 30 тонн таможенные пошлины и налоги составляют 4,524 млн (идиатор на тонную почему-то не указали). При контейнерах, вес которых не менее 20 тонн, так называемый индекс для этих «элитных» компании тот же самый – $0,29 за тонну. Таким образом, таможенные пошлины и налоги для компании из «элитного» списка составляют в среднем 3 млн 16 тыс. тенге с 25 тонн товара.

    – Но это мизер по сравнению с тем, что платят те, кто завозит его в белую, – утверждает Айнур Кайдарова. – Почему об этом до сих пор не знают правоохранительные органы – АФМ, генеральная и транспортная прокуратуры, а также антикоррупционная служба и КНБ? А потому, что таможня, работая по своему этому списку, судя по всему, закрывает глаза на контрабанду. При этом борьба с ней сегодня почему-то возложена на два министерства – торговли и интеграции, промышленности и строительства, а также АО «Казахтелеком». Все трое яростно настаивают сегодня на маркировке всех товаров якобы в целях борьбы с контрабандой. Именно поэтому и создается устойчивое ощущение того, что правительство отвлекает внимание от реального контрабандного ввоза товаров теми компаниями, которые являются «своими» для таможенников и, возможно для отдельных чиновников из правительства, переводя тем самым внимание на тех, кто завозит товар официально: заставляют их маркироваться, а если пытаются противостоять, то их называют «теневиками».

    P.S. В созданный таможней «элитный» список входит примерно 140 компаний, оплачивающих со всего объема ввозимых товаров в бюджет страны только часть таможенных пошлин и налогов.

    Таблицы расчётов по таможенным платежам для компании из «элитного» списка таможни.

    Поделитесь новостью