Настоящее испытание для Си — это не торговая война Трампа

Автор -

Президент США и его 145-процентные пошлины не вселили страха во многих китайских торговцев, пишет Би-би-си.

Вместо этого они вдохновили целую армию китайских националистов в Интернете на создание издевательских мемов в серии вирусных видеороликов и роликов, в некоторых из которых есть созданные искусственным интеллектом президент Трамп, вице-президент Джей Ди Вэнс и технологический магнат Илон Маск, трудящиеся на линиях по сборке обуви и iPhone.

Китай ведет себя не как страна, столкнувшаяся с перспективой экономических проблем, и председатель Си Цзиньпин ясно дал понять, что Пекин не отступит.

«На протяжении более 70 лет Китай всегда полагался на собственные силы и упорный труд для своего развития… он никогда не полагался на чьи-либо дары и не боится никаких необоснованных притеснений», — сказал он в этом месяце.

Его уверенность может быть отчасти обусловлена ​​тем, что Китай сейчас гораздо меньше, чем 10 лет назад, зависит от экспорта в США. Но правда в том, что балансирование на грани и повышение тарифов Трампа давят на точки давления, которые уже существуют в испытывающей трудности экономике Китая. В условиях жилищного кризиса, растущей неуверенности в работе и старения населения китайцы просто не тратят столько, сколько хотелось бы их правительству.

Си пришел к власти в 2012 году с мечтой о возрожденном Китае. Теперь это подвергается серьезному испытанию – и не только тарифами США. Теперь вопрос в том, ослабят ли тарифы Трампа экономические мечты Си или он сможет превратить существующие препятствия в возможности?

Внутренние проблемы Си

С населением в 1,4 млрд человек Китай, в теории, имеет огромный внутренний рынок. Но есть проблема. Они, похоже, не готовы тратить деньги, пока экономические перспективы страны неопределенны.

Это было вызвано не торговой войной, а крахом рынка жилья. Многие китайские семьи вложили все свои сбережения в свои дома, но затем увидели, как цены резко упали за последние пять лет.

Застройщики продолжали строить, даже когда рынок недвижимости рухнул. Считается, что все население Китая не заполнит все пустующие квартиры по всей стране.

Бывший заместитель главы статистического управления Китая Хэ ​​Кэн признал два года назад, что по самой «экстремальной оценке» сейчас в стране достаточно свободного жилья для 3 миллиардов человек.

Путешествуйте по китайским провинциям, и вы увидите, что они завалены пустыми проектами – рядами возвышающихся бетонных оболочек, которые были названы «городами-призраками». Другие были оборудованы, сады были благоустроены, шторы обрамляют окна, и они кажутся заполненными обещанием нового дома. Но только ночью, когда вы не видите света, вы можете сказать, что квартиры пустуют. Просто не хватает покупателей, чтобы соответствовать этому уровню строительства.

Правительство приняло меры пять лет назад, чтобы ограничить сумму денег, которую могли занять застройщики. Но ущерб ценам на жилье и, в свою очередь, потребительскому доверию в Китае был нанесен, и аналитики прогнозируют снижение цен на жилье на 2,5% в этом году, согласно опросу Reuters в феврале.

Но китайские семьи среднего класса беспокоят не только цены на жилье.

Они обеспокоены тем, сможет ли правительство предложить им пенсию — в течение следующего десятилетия около 300 миллионов человек, которым сейчас от 50 до 60 лет, должны покинуть китайскую рабочую силу. Согласно оценке 2019 года, проведенной государственной Китайской академией общественных наук, государственный пенсионный фонд может исчерпать свои средства к 2035 году.

Также существуют опасения относительно того, смогут ли их сыновья, дочери и внуки устроиться на работу, поскольку миллионы выпускников колледжей испытывают трудности с поиском работы. Согласно официальным данным, опубликованным в августе 2023 года, в Китае более одного из пяти человек в возрасте от 16 до 24 лет в городских районах не имеют работы. С тех пор правительство не публиковало данные по безработице среди молодежи.

Проблема в том, что Китай не может просто щелкнуть выключателем и перейти от продажи товаров в США к продаже их местным покупателям.

«Учитывая нисходящее давление на экономику, маловероятно, что внутренние расходы удастся существенно увеличить в краткосрочной перспективе», — говорит профессор Не Хуэйхуа из Университета Жэньминь.

«Замещение экспорта внутренним спросом потребует времени».

По словам профессора Чжао Минхао, заместителя директора Центра американских исследований при Университете Фудань, «Китай не возлагает больших надежд на переговоры с администрацией Трампа… Реальное поле битвы — это корректировка внутренней политики Китая, например, стимулирование внутреннего спроса».

Чтобы оживить замедляющуюся экономику, правительство объявило о миллиардных субсидиях на уход за детьми, повышении заработной платы и лучше оплачиваемом отпуске. Оно также ввело программу на 41 млрд долларов, предлагающую скидки на такие товары, как бытовая электроника и электромобили (ЭМ), чтобы побудить больше людей тратить деньги. Но профессор Чжан Цзюнь, декан факультета экономики в Университете Фудань, считает, что это не «устойчиво».

«Нам нужен долгосрочный механизм», — говорит он. «Нам нужно начать увеличивать располагаемый доход жителей».

Это срочно для Си. Мечта о процветании, которую он продал, придя к власти 13 лет назад, не стала реальностью.

Политическое испытание для Си

Си также знает, что в Китае есть унылое молодое поколение, обеспокоенное своим будущим. Это может обернуться большими неприятностями для Коммунистической партии: протестами или беспорядками.

В отчете организации Freedom House China Dissent Monitor утверждается, что за последние несколько месяцев резко возросло число протестов, вызванных финансовыми проблемами.

Все протесты быстро подавляются и подвергаются цензуре в социальных сетях, поэтому на данный момент они вряд ли представляют реальную угрозу для Си.

«Только когда страна и нация преуспевают, каждый человек может преуспеть», — сказал Си в 2012 году.

Это обещание было дано, когда экономический рост Китая казался неудержимым. Теперь оно выглядит неопределенным.

За последнее десятилетие страна добилась огромных успехов в таких областях, как бытовая электроника, аккумуляторы, электромобили и искусственный интеллект в рамках поворота к передовому производству.

Компания соперничала с технологическим доминированием США, такими как чат-бот DeepSeek и BYD, которая в прошлом году обошла Tesla и стала крупнейшим в мире производителем электромобилей.

Однако тарифы Трампа грозят поставить палки в колеса.

Ограничения на продажу ключевых чипов Китаю, включая недавние меры по ужесточению экспорта американского гиганта по производству чипов Nvidia, направлены, например, на сдерживание амбиций Си по достижению технологического превосходства.

Несмотря на это, Си знает, что китайские производители уже на протяжении десятилетий имеют преимущество, поэтому американским производителям сложно найти такую ​​же масштабную инфраструктуру и квалифицированную рабочую силу в других местах.

Превращаем проблему в возможность

Председатель Си также пытается использовать этот кризис как катализатор дальнейших изменений и поиска новых рынков для Китая.

«В краткосрочной перспективе некоторые китайские экспортеры пострадают очень сильно», — говорит профессор Чжан. «Но китайские компании возьмут на себя инициативу по корректировке направления экспорта, чтобы преодолеть трудности. Экспортеры ждут и ищут новых клиентов».

Первый срок Дональда Трампа на посту президента стал сигналом для Китая искать покупателей в других местах. Он расширил свои связи в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и Африке, а торговая и инфраструктурная инициатива «Один пояс, один путь» укрепила связи с так называемым глобальным Югом.

Китай пожинает плоды этой диверсификации. По данным Института Лоуи, более 145 стран ведут большую торговлю с Китаем, чем с США.

В 2001 году только 30 стран выбрали Пекин в качестве своего ведущего торгового партнера вместо Вашингтона.

Геополитические выгоды

Поскольку Трамп нацелен как на друзей, так и на врагов, некоторые полагают, что Си может еще больше подорвать нынешний мировой порядок, возглавляемый США, и представить свою страну как стабильного, альтернативного мирового торгового партнера и лидера.

Китайский лидер выбрал Юго-Восточную Азию для своей первой зарубежной поездки после объявления о введении пошлин, почувствовав, что его соседи начнут нервничать из-за пошлин Трампа.

Около четверти китайского экспорта в настоящее время производится или поставляется через третьи страны, включая Вьетнам и Камбоджу.

Недавние действия США также могут предоставить Си шанс позитивно повлиять на роль Китая в мире.

«Принудительная тарифная политика Трампа — это возможность для китайской дипломатии», — говорит профессор Чжан.

Китаю придется действовать осторожно. Некоторые страны будут нервничать, что продукция, производимая для США, может в конечном итоге хлынуть на их рынки.

Введенные Трампом в 2016 году пошлины привели к переизбытку дешевого китайского импорта, изначально предназначенного для США, в Юго-Восточную Азию, что нанесло ущерб многим местным производителям .

По словам профессора Хуэйхуа, «около 20% экспорта Китая идет в США. Если бы этот экспорт заполонил какой-либо региональный рынок или страну, это могло бы привести к демпингу и жестокой конкуренции, тем самым спровоцировав новые торговые трения».

Существуют препятствия, мешающие Си представить себя в качестве арбитра свободной торговли в мире.

В последние годы Китай ввел торговые ограничения и в отношении других стран.

В 2020 году, после того как правительство Австралии призвало к глобальному расследованию истоков и раннего реагирования на пандемию Covid, которую Пекин назвал политическим маневром против него, Китай ввел пошлины на австралийское вино и ячмень, а также меры биобезопасности на некоторые виды говядины и древесины и запреты на уголь, хлопок и лобстеров. Некоторые австралийские экспортные поставки определенных товаров в Китай упали почти до нуля.

Министр обороны Австралии Ричард Марлес заявил ранее в этом месяце, что его страна не будет «держать Китай за руку» в условиях эскалации Вашингтоном торговой войны с Пекином.

Прошлые действия Китая могут помешать нынешнему глобальному влиянию Си, и многие страны могут не захотеть выбирать между Пекином и Вашингтоном.

Даже несмотря на все трудности, Си делает ставку на то, что Пекин сможет выдержать любые экономические трудности дольше, чем Вашингтон, в этом соревновании великих держав .

И, судя по всему, Трамп первым моргнул, намекнув на прошлой неделе на возможный разворот в вопросе пошлин, заявив, что налоги, которые он до сих пор ввел на китайский импорт, «существенно снизятся, но не будут нулевыми».

Тем временем китайские социальные сети снова активизировались.

«Трамп струсил» — одна из самых популярных тем поиска в китайской социальной сети Weibo после того, как президент США смягчил свой подход к тарифам.

Даже если переговоры состоятся, Китай играет в более долгую игру.

Последняя торговая война заставила ее диверсифицировать свой экспортный рынок, переориентировав его с рынков США на другие рынки, особенно на Глобальном Юге.

Эта торговая война заставляет Китай взглянуть в зеркало и увидеть собственные недостатки. А вот сможет ли он их исправить, будет зависеть от политики Пекина, а не Вашингтона.

Поделитесь новостью