США хотели использовать Узбекистан как транзитную площадку для депортации россиян и белорусов

Автор -

США вели переговоры с Узбекистаном, предлагая использовать его как транзитную площадку для депортации россиян и белорусов, что оказалось особенно актуально после разрыва прямого авиасообщения. Об этом сообщает The Washington Post.

Как пишет СМИ, некоторые переговоры администрации Трампа были сосредоточены на использовании стран в качестве логистических пунктов при депортации граждан третьих стран. Например, в ходе переговоров с Узбекистаном документы с начала марта показывают, что американские чиновники пытались использовать бывшее советское государство в качестве транзитного пункта для депортированных российских и белорусских граждан, поскольку прямые рейсы в Соединенные Штаты и из них были прерваны на фоне напряженности, возникшей отчасти из-за войны на Украине.

В документе, подготовленном правительством США, говорится, что узбекский чиновник не отверг идею сразу. Американский чиновник, признавая, что ситуация может создать политические деликатные вопросы, предложил определенные «конкретные стимулы», такие как телефонный разговор между лидерами двух стран или другое взаимодействие на высоком уровне, чтобы заключить сделку, говорится в документе.

Посольство Узбекистана в Вашингтоне не ответило на запросы о комментариях.

На прошлой неделе Узбекистан принял более 100 депортированных из Соединенных Штатов, включая узбеков, а также граждан Казахстана и Кыргызстана, согласно заявлению DHS. Государственный департамент сообщил в своем заявлении, что «на борту не было ни россиян, ни белорусов», и что граждане Кыргызстана и Казахстана «перебрались в свои родные страны».

Документы от вторника утром показали, что американские чиновники хвалили правительство Узбекистана за специально зафрахтованный депортационный рейс, в котором, по их словам, находились 19 граждан Казахстана и 20 граждан Кыргызстана. Американские чиновники отметили, что узбекское правительство «стремится оставаться на нашей хорошей стороне».

Американский чиновник написал в документах, что Соединенным Штатам, возможно, придется «действовать осторожно», подталкивая Узбекистан к более активным действиям, добавив, что включение большего числа граждан третьих стран «может оказаться слишком большим шагом» для его правительства, и предупредив, что программа может быть использована «нашими противниками, особенно Китаем и Россией», чтобы испортить «углубляющееся двустороннее партнерство».

Ранее в этом году администрация Трампа настоятельно призвала правительство Украины принять неопределенное количество депортированных из США граждан других стран, согласно документам, рассмотренным The Washington Post. Это чрезвычайная просьба страны, находящейся в состоянии войны и зависящей от американской военной и финансовой поддержки в своем выживании.

Документы не указывают, как официальные лица в Киеве отреагировали на предложение конца января, переданное высокопоставленным американским дипломатом, которое призывало отправлять граждан третьих стран на Украину в условиях смертоносного, разрушительного вторжения России — и несмотря на отсутствие там действующего аэропорта из-за постоянных воздушных атак. Украинский дипломат сообщил посольству США только о том, что ее правительство предоставит ответ, как только сформулирует позицию, согласно документам, которые показывают, что аналогичные предложения были направлены ряду других стран примерно в ту же дату.

Украина не принимала граждан третьих стран из США, и нет никаких признаков того, что Киев серьезно рассматривал американское предложение. Два украинских чиновника, знакомых с этим вопросом, которые, как и некоторые другие, говорили на условиях анонимности, чтобы обсудить взаимодействие с администрацией Трампа, заявили, что эта тема никогда не достигала высшего уровня правительства. Один из чиновников сказал, что ему неизвестно о каких-либо «политических требованиях», выдвинутых Соединенными Штатами относительно их желания, чтобы Украина принимала депортированных.

В заявлении Госдепартамента говорится, что «постоянное взаимодействие с иностранными правительствами» «имеет жизненно важное значение для сдерживания незаконной и массовой миграции и обеспечения безопасности наших границ». Агентство переадресовало вопросы о предложении Украины в Министерство внутренней безопасности, которое не ответило на просьбы прокомментировать ситуацию.

Эти и другие документы, рассмотренные The Post, предлагают новый взгляд на попытку президента Дональда Трампа резко расширить депортации , поскольку он стремится перевернуть иммиграционную политику США с помощью нетрадиционных средств. Датированные январем-маем, они показывают, что с момента вступления в должность его администрация работала агрессивно и часто вне поля зрения общественности над увеличением числа стран, которые будут принимать граждан третьих стран из США, регулярно предлагая стимулы или используя перспективу улучшения отношений с Вашингтоном для достижения своих целей.

Несколько правительств в Латинской Америке, включая Сальвадор, Мексику, Коста-Рику и Панаму, согласились принять депортированных, которые не являются их гражданами. Администрация Трампа обхаживала некоторые из этих стран, предоставив президенту Сальвадора Наибу Букеле визит в Белый дом и заплатив его правительству миллионы долларов за размещение депортированных из США в печально известной тюрьме. Других она запугивала тарифными угрозами и другими мерами — включая, в случае Панамы, угрозы вернуть Панамский канал.

Яэль Шахер, директор по Северной и Южной Америке и Европе в гуманитарной организации Refugees International, заявила, что администрация Трампа, судя по всему, нацелилась на правительства, «которые, как она знает, хотят выслужиться и находятся под давлением».

Как до, так и после прошлогодних выборов риторика Трампа неоднократно сигнализировала о его готовности использовать зависимость Украины от военной помощи США, заявления, которые, казалось, стали более дерзкими после его вступления в должность в январе. Напряжение достигло пика в конце февраля, когда в Овальном кабинете произошел примечательный спор между Трампом и президентом Украины Владимиром Зеленским, немного спад произошел только после того, как Киев уступил некоторым требованиям администрации, включая соглашение, предоставляющее США доступ к критически важным минеральным ресурсам Украины.

Шахер, историк иммиграции, также отметил усилия администрации по привлечению Руанды — африканской страны с плохой репутацией в области прав человека, которая также находится в центре усилий США по прекращению затянувшегося конфликта. Ее лидеры согласились принять граждан третьих стран, депортированных США.

По словам Шахера, предыдущие правительства США сотрудничали с иностранными государствами по приему граждан третьих стран, «но масштабы этой работы являются новыми».

«Что необычно, — добавила она, — так это разнообразие договоренностей, их ситуативный характер, их четкие условия «услуга за услугу» и объем денег, которые администрация готова вложить в них».

Вашингтон начал контактировать с Киевом в первые дни работы новой администрации, поскольку президент продолжал рекламировать свою амбициозную цель посредничества в мирном соглашении, одновременно выражая глубокие опасения по поводу огромных сумм помощи, которые его предшественник, президент Джо Байден, предоставил Украине. Новая администрация США также рассматривала возможность отмены некоторых положений эпохи Байдена, которые позволяли гражданам Украины оставаться в Соединенных Штатах.

В документах, изученных The Post, зафиксировано, как украинский дипломат сообщил своим американским коллегам, что, хотя у Украины есть «надежная история принятия возвращения своих граждан после высылки их Соединенными Штатами», правительство в Киеве сталкивается с преобладающей реальностью «чрезвычайных ситуаций военного времени».

Бывшие официальные лица США заявили, что диалог между США и Украиной по вопросу депортаций был необычным и не являлся частью обычной дипломатической переписки.

В случае с Руандой США единовременно выплатили 100 000 долларов правительству Руанды за прием депортированного иракца в прошлом месяце, а африканская страна согласилась принять еще 10 депортированных лиц разных национальностей в рамках «долгосрочной программы» по приему других депортаций, согласно документам, с которыми ознакомилась The Post. Лидеры Руанды, по -видимому, стремятся показать Вашингтону, что они могут «продвигать повестку дня «Америка прежде всего», заметил в одном документе американский чиновник, ссылаясь на внешнеполитический подход Трампа.

Подробности соглашения о депортации из Руанды впервые сообщила независимая журналистка Мариса Кабас.

Хотя число граждан третьих стран, которые могут быть депортированы в Руанду в соответствии с действующим соглашением, невелико, есть признаки того, что оно может вырасти. В интервью руандийскому телевидению в воскресенье министр иностранных дел Оливье Ндухунгирехе сказал, что переговоры находятся только на «начальных этапах».

Некоторые переговоры администрации Трампа были сосредоточены на использовании стран в качестве логистических пунктов при депортации граждан третьих стран.

Поделитесь новостью