В интернет-источниках появилось видео, которое сеет раздор между кыргызским и казахским народами. Об этом в соцсетях написал президент Кыргызстана Садыр Жапаров.
Уважаемые соотечественники и братья и сёстры!
Уважаемые народы Кыргызстана и Казахстана!Вчера в интернет-источниках появилось вот это видео, которое сеет раздор между кыргызским и казахским народами.
Такова наша историческая судьба: кыргызский и казахский народы издавна — братья, близкие по духу народы.
Наши предки выразили вековую историческую близость всего одной строкой, но с глубоким смыслом: «казах и кыргыз — родственные народы».Когда заходит речь о кыргызско-казахской дружбе, я всегда вспоминаю и повторяю строки известного казахского поэта Жубана Молдагалиева:
«Мен – казакмын, кыргыз ал – туушканым,
Бирге тарткан буудандын куюшканын.
Энебиз да кара көз бир кыз, балким,
Бөлүп берген эгизге бир ууч нанын!»
(Перевод: Я казах, и кыргыз — мне родня.
И судьба нас связала одна,
Может, мать у нас — черноглазая одна,
Что близнецам дала один кусок хлеба!)К сожалению, всегда найдутся провокаторы, которые не в силах смириться с исконным единством двух народов и стремятся вбить клин между нами.
Они, как правило, пытаются исказить историю и посеять раздор между народами.
Одна из тем, которую чаще всего выбирают для провокации — трагические страницы нашей истории XIX века, в особенности вторжение хана Кенесары на кыргызскую землю и события, завершившиеся его гибелью.
Я давно наблюдаю за теми, кто пытается раскачать эту тему и использовать её в своих целях.
Отмечу особо: я хорошо знаком с этим периодом истории, лично изучал его.Мой покойный отец, Нургожо ажы, был санжырачы, историком. Я многое слышал от него и многому у него научился.
Факты, связанные с этим периодом, также освещены в трудах кыргызских историков Белека Солтоноева, Бегималы Жамгерчинова и других.Особенно важно отметить, что Белек Солтоноев записал множество свидетельств очевидцев тех событий, а также воспоминания людей, которые лично встречались с ханом Кенесары, Ноорузбаем батыром и другими казахскими султанами и батырами, а также знали Ормон хана, Жантай манапа, Жангарач манапа, Торогелди батыра и других кыргызских манапов и батыров.
Нет сомнений в том, что хан Кенесары поднялся на борьбу против колониализма. Он был настоящим батыром.
Однако нельзя отрицать, что он вошёл на кыргызскую землю и получил соответствующий отпор.
Свидетельствами тому служат содержание переговоров между Кенесары и Ормон ханом, несколько кровопролитных кыргызско-казахских столкновений в Чуйской долине, а также проявленная Ормон ханом военная смекалка («Ормонская угроза»), в результате которой войско Кенесары было разгромлено.
Иначе говоря, Ормон хан в открытом сражении, где сошлись достойные воины степи и гор, одержал настоящую победу над своим противником.
Он не совершал подлости.
Известно также, что между Кенесары и Ормоном возник спор о праве на ханский титул.
На требование Кенесары подчиниться,
Ормон хан ответил:
«Я старше, и потому пусть он уступит мне ханство» — это известно из исторических источников.
Разумеется, Кенесары отказал, сославшись на малочисленность войска Ормон хана.
Некоторые ставят под сомнение ханский титул Ормона.
Им хочу сказать следующее:
кыргыз — древний народ, и у кыргызов с давних времён существовала традиция возведения на ханство, которая уходит корнями в эпоху до Чингисхана!
Оскорблённый ответом Ормон хана, Кенесары вторгся в Чуйскую долину, напав на кыргызские роды.
Он принёс кровопролитие в мирные аилы — вплоть до местности, где ныне расположен город Токмок.
Жители Чуя, жившие по принципу «За жестокость нужно ответить по всей строгости», поднялись как один.
В сражении между Кенесары и чуйскими кыргызами, Ормон хан, долго наблюдавший за развитием событий, лично принял участие в бою возле Токмока.
Он применил свой военно-политический метод, известный как «Ормонская угроза» или «Ормонская школа», который по духу близок стратегии древнекитайского военачальника Сунь-цзы.
К примеру, Сунь-цзы говорил:
«Если ты рядом с врагом — покажись далёким,если ты далеко — покажись близким».
«Сначала разбей ряды врага без прямой атаки.
Если он в гневе — успокой его, усиль его гордыню.
Если он расслаблен — заставь его хвастать своей силой.
Если он един, — разбей его изнутри».
Именно такие принципы, кажется, были использованы Ормон ханом в битве с Кенесары.
Поэтому один воин Ормон хана казался Кенесары как десять, лошади с привязанными к хвостам ветвями облепихи поднимали пыль на Шамшинском перевале, и маленький отряд выглядел как целое войско.
Кенесары отступил и оказался в болотистой местности у Токмока.
Сражение происходило не в горах, а на равнинных болотах в районе Токмока.
Именно так Кенесары хан был побеждён.Интересно, что, вопреки сказанному в этом видео, речь идёт не о русских войсках: а такие выдающиеся личности, как Балбай батыр, Боронбай бий, Алымбек датка и другие кыргызские батыры и предводители из других регионов не участвовали в этом сражении. Точнее говоря, пока они успели дойти до Чуя, войско Ормона уже одержало победу.
Потому что Кенесары хан вторгся внезапно и за короткий срок.
Как же голова Кенесары оказалась у русских: Русские не поверили в его гибель и отправили делегацию.
Кенесары нападал и на русские гарнизоны в Омбе (ныне Омск), поэтому делегация прибыла с просьбой:«Отдайте нам тело для исследования,
мы заберём его в Омск».Так голова Кенесары была увезена сначала в Омск, а затем — в Санкт-Петербург. Теперь это — уже история.
Из неё мы должны извлекать только уроки. Актуальность этих уроков в современном мире только возрастает.
Однако печально, что провокаторы, стремящиеся посеять вражду, до сих пор не могут образумиться.Я наблюдаю за этим давно.
Появилась сила, которая намеренно пытается стравить два народа, вызвать взаимную неприязнь.
Такие злопыхатели есть по обе стороны.Они, как могут, искажают исторические факты, родословные и предания — так же, как в этом видеоролике, — делая немыслимые выводы вроде того, что кыргызы якобы совместно с внешними силами действовали против казахского народа.
При этом они оскорбляют целый народ и, словно подливая масло в огонь, неустанно поднимают эту тему в выгодном для себя ключе — всё это наводит на серьёзные размышления.Но в истории кыргызский народ никогда не нападал первым.
С тех времён, с эпохи кочевников и воинов, утекло много воды, сменились эпохи.Теперь времена другие.
Кыргызам и казахам нужно укреплять национальную государственность и сохранить братство.
Мы должны гордиться той близостью, родственно-сватовскими отношениями, которые только крепнут с веками.Я, например, горжусь этим. Женой моего прапрадеда Солтонкула
была казашка по имени Нооча, а значит, я — в какой-то степени племянник казахского народа.В свою очередь, среди казахов немало и наших племянников.
Поэтому я верю, что сознательные и образованные представители обоих народов, особенно молодёжь, не станут жертвой таких провокаций!Я верю, что достойные сыновья и дочери казахского и кыргызского народов будут объективно изучать историю, противостоять провокаторам и вносить вклад в укрепление вечной дружбы!
«Где есть единство — там есть и благополучие».
Будем едины!