«Появилась сила, которая намеренно пытается стравить два народа»: Садыр Жапаров призвал кыргызов и казахов не стать жертвой различных провокаций

Автор -

В интернет-источниках появилось видео, которое сеет раздор между кыргызским и казахским народами. Об этом в соцсетях написал президент Кыргызстана Садыр Жапаров.

Уважаемые соотечественники и братья и сёстры!
Уважаемые народы Кыргызстана и Казахстана!

Вчера в интернет-источниках появилось вот это видео, которое сеет раздор между кыргызским и казахским народами.
Такова наша историческая судьба: кыргызский и казахский народы издавна — братья, близкие по духу народы.
Наши предки выразили вековую историческую близость всего одной строкой, но с глубоким смыслом: «казах и кыргыз — родственные народы».

Когда заходит речь о кыргызско-казахской дружбе, я всегда вспоминаю и повторяю строки известного казахского поэта Жубана Молдагалиева:
«Мен – казакмын, кыргыз ал – туушканым,
Бирге тарткан буудандын куюшканын.
Энебиз да кара көз бир кыз, балким,
Бөлүп берген эгизге бир ууч нанын!»
(Перевод: Я казах, и кыргыз — мне родня.
И судьба нас связала одна,
Может, мать у нас — черноглазая одна,
Что близнецам дала один кусок хлеба!)

К сожалению, всегда найдутся провокаторы, которые не в силах смириться с исконным единством двух народов и стремятся вбить клин между нами.

Они, как правило, пытаются исказить историю и посеять раздор между народами.

Одна из тем, которую чаще всего выбирают для провокации — трагические страницы нашей истории XIX века, в особенности вторжение хана Кенесары на кыргызскую землю и события, завершившиеся его гибелью.
Я давно наблюдаю за теми, кто пытается раскачать эту тему и использовать её в своих целях.
Отмечу особо: я хорошо знаком с этим периодом истории, лично изучал его.

Мой покойный отец, Нургожо ажы, был санжырачы, историком. Я многое слышал от него и многому у него научился.
Факты, связанные с этим периодом, также освещены в трудах кыргызских историков Белека Солтоноева, Бегималы Жамгерчинова и других.

Особенно важно отметить, что Белек Солтоноев записал множество свидетельств очевидцев тех событий, а также воспоминания людей, которые лично встречались с ханом Кенесары, Ноорузбаем батыром и другими казахскими султанами и батырами, а также знали Ормон хана, Жантай манапа, Жангарач манапа, Торогелди батыра и других кыргызских манапов и батыров.

Нет сомнений в том, что хан Кенесары поднялся на борьбу против колониализма. Он был настоящим батыром.

Однако нельзя отрицать, что он вошёл на кыргызскую землю и получил соответствующий отпор.

Свидетельствами тому служат содержание переговоров между Кенесары и Ормон ханом, несколько кровопролитных кыргызско-казахских столкновений в Чуйской долине, а также проявленная Ормон ханом военная смекалка («Ормонская угроза»), в результате которой войско Кенесары было разгромлено.
Иначе говоря, Ормон хан в открытом сражении, где сошлись достойные воины степи и гор, одержал настоящую победу над своим противником.
Он не совершал подлости.
Известно также, что между Кенесары и Ормоном возник спор о праве на ханский титул.
На требование Кенесары подчиниться,
Ормон хан ответил:
«Я старше, и потому пусть он уступит мне ханство» — это известно из исторических источников.
Разумеется, Кенесары отказал, сославшись на малочисленность войска Ормон хана.
Некоторые ставят под сомнение ханский титул Ормона.
Им хочу сказать следующее:
кыргыз — древний народ, и у кыргызов с давних времён существовала традиция возведения на ханство, которая уходит корнями в эпоху до Чингисхана!
Оскорблённый ответом Ормон хана, Кенесары вторгся в Чуйскую долину, напав на кыргызские роды.
Он принёс кровопролитие в мирные аилы — вплоть до местности, где ныне расположен город Токмок.
Жители Чуя, жившие по принципу «За жестокость нужно ответить по всей строгости», поднялись как один.
В сражении между Кенесары и чуйскими кыргызами, Ормон хан, долго наблюдавший за развитием событий, лично принял участие в бою возле Токмока.
Он применил свой военно-политический метод, известный как «Ормонская угроза» или «Ормонская школа», который по духу близок стратегии древнекитайского военачальника Сунь-цзы.
К примеру, Сунь-цзы говорил:
«Если ты рядом с врагом — покажись далёким,если ты далеко — покажись близким».
«Сначала разбей ряды врага без прямой атаки.
Если он в гневе — успокой его, усиль его гордыню.
Если он расслаблен — заставь его хвастать своей силой.
Если он един, — разбей его изнутри».
Именно такие принципы, кажется, были использованы Ормон ханом в битве с Кенесары.
Поэтому один воин Ормон хана казался Кенесары как десять, лошади с привязанными к хвостам ветвями облепихи поднимали пыль на Шамшинском перевале, и маленький отряд выглядел как целое войско.
Кенесары отступил и оказался в болотистой местности у Токмока.
Сражение происходило не в горах, а на равнинных болотах в районе Токмока.
Именно так Кенесары хан был побеждён.

Интересно, что, вопреки сказанному в этом видео, речь идёт не о русских войсках: а такие выдающиеся личности, как Балбай батыр, Боронбай бий, Алымбек датка и другие кыргызские батыры и предводители из других регионов не участвовали в этом сражении. Точнее говоря, пока они успели дойти до Чуя, войско Ормона уже одержало победу.

Потому что Кенесары хан вторгся внезапно и за короткий срок.

Как же голова Кенесары оказалась у русских: Русские не поверили в его гибель и отправили делегацию.
Кенесары нападал и на русские гарнизоны в Омбе (ныне Омск), поэтому делегация прибыла с просьбой:

«Отдайте нам тело для исследования,
мы заберём его в Омск».

Так голова Кенесары была увезена сначала в Омск, а затем — в Санкт-Петербург. Теперь это — уже история.
Из неё мы должны извлекать только уроки. Актуальность этих уроков в современном мире только возрастает.
Однако печально, что провокаторы, стремящиеся посеять вражду, до сих пор не могут образумиться.

Я наблюдаю за этим давно.

Появилась сила, которая намеренно пытается стравить два народа, вызвать взаимную неприязнь.
Такие злопыхатели есть по обе стороны.

Они, как могут, искажают исторические факты, родословные и предания — так же, как в этом видеоролике, — делая немыслимые выводы вроде того, что кыргызы якобы совместно с внешними силами действовали против казахского народа.
При этом они оскорбляют целый народ и, словно подливая масло в огонь, неустанно поднимают эту тему в выгодном для себя ключе — всё это наводит на серьёзные размышления.

Но в истории кыргызский народ никогда не нападал первым.
С тех времён, с эпохи кочевников и воинов, утекло много воды, сменились эпохи.

Теперь времена другие.

Кыргызам и казахам нужно укреплять национальную государственность и сохранить братство.
Мы должны гордиться той близостью, родственно-сватовскими отношениями, которые только крепнут с веками.

Я, например, горжусь этим. Женой моего прапрадеда Солтонкула
была казашка по имени Нооча, а значит, я — в какой-то степени племянник казахского народа.

В свою очередь, среди казахов немало и наших племянников.
Поэтому я верю, что сознательные и образованные представители обоих народов, особенно молодёжь, не станут жертвой таких провокаций!

Я верю, что достойные сыновья и дочери казахского и кыргызского народов будут объективно изучать историю, противостоять провокаторам и вносить вклад в укрепление вечной дружбы!
«Где есть единство — там есть и благополучие».
Будем едины!

Поделитесь новостью