The Financial Times: Как Украина потеряла сотни миллионов на неудачных сделках по поставке оружия

Автор -

В отчаянной попытке найти источники боеприпасов Киев заплатил иностранным посредникам за оружие и снаряды, которые в некоторых случаях оказались непригодными для использования или так и не были доставлены.

В 2020 году 28-летний Таннер Кук из Аризоны открыл небольшой магазин боеприпасов на пыльной дороге недалеко от шоссе на окраине Тусона. Первыми клиентами «OTL Imports» были местные любители оружия.

Чуть более двух лет спустя Кук, который носит черные волосы, зачесанные назад, и любит сочетать черные костюмы с солнцезащитными очками, получил замечательный заказ: его крошечный магазин боеприпасов подписал контракт на 49 млн евро на поставку украинской армии в войне с Россией.

С момента заключения контракта, по которому OTL получила 35% аванса в размере 17,1 млн евро в ноябре 2022 года, молодой местный владелец магазина стал игроком на международном рынке оружия.

Но боеприпасы, проданные Куком, так и не прибыли в Украину. Украинская сторона выиграла арбитражный процесс против OTL в Вене, но пока не вернула деньги, уплаченные компании.

Расследование FT, основанное на утечке украинских государственных документов, судебных материалов и десятках интервью с чиновниками, занимающимися закупками, торговцами оружием, производителями и детективами, выявило, как сотни миллионов долларов, выплаченных Киевом иностранным посредникам в сфере оружейных поставок для обеспечения жизненно важным военным оборудованием, были потрачены впустую за последние три года войны.

В нескольких случаях Киев заранее выплатил значительные суммы малоизвестным компаниям за материалы, которые до сих пор не поступили. В других случаях, по словам официальных лиц, оружие, проданное по значительно завышенным ценам в связи с ростом мирового спроса (что в оружейной промышленности равносильно резкому повышению цен), поступило в непригодном для использования состоянии.

По данным Министерства обороны Украины, а также документов, с которыми ознакомилась FT, на сегодняшний день Украина выплатила иностранным оружейным брокерам 770 млн долларов авансом за оружие и боеприпасы, которые так и не были поставлены. Это составляет значительную часть годового бюджета Украины на вооружение, который с начала вторжения составляет 6-8 млрд долларов и финансируется из госбюджета.

В то же время некоторые иностранные оружейные компании заявляют, что стали жертвами междоусобных разборок и коррупции со стороны украинских чиновников и государственных оружейных брокеров, что может объяснить часть пропавших миллионов.

Киевское правительство пытается навести порядок. Несколько бывших украинских чиновников, занимавшихся закупками оружия, были уволены администрацией Зеленского, а некоторые из них были обвинены в коррупции. В настоящее время правоохранительные органы страны расследуют десятки контрактов на поставку оружия.

Другие сделки застряли в мучительно медленных арбитражных разбирательствах в таких местах, как Лондон и Женева. Несколько высокопоставленных бывших украинских чиновников, курировавших закупки оружия в первые три года войны, защищали использование иностранных посредников, заявляя, что они помогали заключать важные и деликатные сделки по поставкам оружия в то время, когда стране нужно было закупить огромные количества боеприпасов, произведенных странами, которые по геополитическим причинам не хотели, чтобы их видели продавцами оружия Украине.

В одном случае, в апреле 2022 года, согласно украинским судебным документам, украинский государственный оружейный брокер «Укрспецэкспорт» приобрел 120-мм минометы в Судане у продавцов, которые впоследствии оказались тесно связанными с российской ФСБ, а также с группой «Вагнера» Евгения Пригожина.

Теневой процесс закупок, возможно, помог Украине вести войну, но он означал необходимость иметь дело с беспринципными иностранными предпринимателями, чьи союзы могут быть чисто коммерческими и основанными на принципе «все за одного».

«Торговцы оружием — это торговцы смертью», — говорит Алексей Резников, министр обороны Украины до 2023 года. «Они абсолютно прагматичны и циничны. У них нет понятия справедливости. Эти понятия не существуют в их мире. Они говорят: «У меня это есть на складе. Если хочешь, покупай. Если нет, я продам твоему врагу».

В течение нескольких недель после вторжения Владимира Путина в начале 2022 года официальные лица в Киеве поняли, что Украине хватит боеприпасов только на два месяца. Пока страна боролась за выживание, правительство приостановило обычные правила закупок оружия, и государственным служащим было поручено найти запасы, не относящиеся к НАТО, для армии, вооруженной преимущественно советским оружием, где бы то ни было.

Исторически большая часть отечественного оружия в Украине экспортировалась через различные государственные оружейные компании, которые получали часть прибыли от посредничества в этих сделках. Теперь этот процесс пошел в обратную сторону: посредники в панике звонили своим старым клиентам и посредникам за рубежом, чтобы найти любое оборудование, которое только можно было достать. Внезапная спешка в поисках оружия для окопной войны, которое западные производители давно перестали считать приоритетным, привела к тому, что спрос значительно превысил предложение.

В 2022 году годовой объем производства в Европе снарядов, подходящих для артиллерийских боеприпасов советского образца, использовавшихся в Украине, составил 600 000 штук — этого хватило бы всего на один месяц боевых действий, причем это лишь треть от 1,8 млн снарядов, которые Россия выпускала каждый месяц, по словам Резникова.

Для группы иностранных торговцев оружием, почти все из которых были американцами и европейцами, отчаяние Украины стало шансом. По крайней мере 10 источников, связанных с военными закупками Украины или торговцами оружием, сообщили, что в первой половине 2022 года цены на боеприпасы советского калибра выросли в четыре раза.

Примерно в это же время компания OTL Imports, хотя и оставаясь магазином боеприпасов в Аризоне, впервые встретилась с представителями «Прогресса» — одного из нескольких украинских государственных посредников, занимающихся импортом и экспортом оружия для государства.

По словам двух человек, знакомых с ситуацией, владельца OTL Imports Кука с «Прогрессом» познакомил американо-украинский бизнесмен Николай Каранко, который более десяти лет назад помог заключить крупную сделку между «Прогресс» и иракским государством.

Сделка с Ираком 2009 года закончилась гражданским судом в Техасе, где украинские посредники были обязаны выплатить американскому бизнесмену более 60 миллионов долларов за то, что они отстранили его от сделки. Каранко, который был обвинен в суде в попытке дать взятку иракским чиновникам от имени украинской стороны, не ответил на вопросы FT.

Кук сказал, что может получить снаряды и минометные мины от производителя в Сербии, и получил аванс в размере 17,1 млн долларов. Авансовые платежи такого рода являются обычной практикой в сфере продажи оружия, где различные звенья цепочки поставок, такие как зарубежные заводы, не хотят оставаться кредиторами стран, находящихся в состоянии войны.

▪️Однако, по словам нескольких украинских чиновников, OTL так и не поставила снаряды и не вернула деньги. В отчете Государственного бюро расследований Украины, с которым ознакомилась FT, было установлено, что OTL не имела необходимой сертификации для экспорта и транспортировки боеприпасов.

Поделитесь новостью