Президент США Дональд Трамп в ближайшее время планирует обсудить с российской стороной итоги переговоров в Стамбуле, сообщил президент Франции Эммануэль Макрон.
«Президент Трамп рассчитывает организовать переговоры с российской стороной в ближайшие часы или дни, чтобы прояснить то, что имело место (на переговорах в Стамбуле — ред.) и попытаться продвинуться вперед», — сказал Макрон на пресс-конференции по итогам встречи Европейского политического сообщества в Албании, трансляцию вел Елисейский дворец в Х.
Президент России Владимир Путин ранее предложил Украине возобновить прямые переговоры без предварительных условий в Стамбуле 15 мая. Путин не исключил, что в ходе соответствующих переговоров стороны смогут выйти на соглашение о прекращении огня. Как заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, РФ настроена на серьезный поиск путей долгосрочного мирного урегулирования. По его словам, цели предложенных переговоров с Украиной — это устранение первопричин конфликта и обеспечение интересов России.
Переговоры между РФ и Украиной ожидались в четверг. Российская делегация прибыла в Стамбул, однако в тот день контактов между представителями двух стран не было.
Состоявшиеся в пятницу переговоры продлились почти два часа. Помощник президента РФ Владимир Мединский, возглавляющий российскую делегацию, анонсировал масштабный обмен пленными — 1000 на 1000 — с Украиной. По его словам, Москва и Киев договорились представить свое видение возможного будущего прекращения огня. Украинская сторона в ходе переговоров запросила встречу глав государств, РФ приняла это к сведению. Мединский также заявил о готовности России продолжать переговоры с Украиной.
Главный ключ к пониманию того, почему стамбульские переговоры не закончились прорывом, — это отличия в ожиданиях сторон от этой встречи.
Темой номер один для украинской делегации в Стамбуле было обсуждение условий и реализации режима прекращения огня минимум на тридцатидневный срок. По словам представителей украинской стороны, если бы пушки затихли, это создало бы подходящую атмосферу для дальнейших переговоров о более устойчивом мире.
Россия же, заявляли ее представители, настаивала на обсуждении «первопричин украинского конфликта». Согласно самой распространенной интерпретации, такими первопричинами является то, что в стремлении Украины к независимости Россия усматривает «разрушение единого духовного пространства бывшего Советского Союза и Российской империи», а также козни Запада с целью нанесения России стратегического поражения.
На любое прекращение огня Москва согласна только после устранения этих самых первопричин.
Разумеется, с такими предпосылками сложно было ожидать, что переговоры принесут значимое продвижение на пути к миру.
Так оно и случилось. Тон переговорам задало то, что встреча украинской и российской делегаций началась без рукопожатий. Участникам переговоров было сложно найти общий язык — в прямом смысле этого слова: за переговорным столом украинские и российские делегации общались через переводчика.
Формально дверь для дальнейшего движения к миру не закрыта: по словам Владимира Мединского, к следующей встрече украинская и российская делегации «представят свое видение возможного будущего прекращения огня, пропишут это в деталях», а затем, следует понимать, последует обсуждение этого видения.