Депутат мажилиса Марат Башимов уверен, что властям Казахстана пора ужесточить законодательство о возврате незаконно полученных активов, о борьбе с коррупцией и отмыванием денег. Свои предложения он опубликовал в Facebook, сообщает Orda.kz.
Марат Башимов рассказал, что направил письмо с предложениями генпрокурору Берику Асылову. Депутат хочет не просто вернуть государству выведенные за рубеж деньги, но и провести «расширенную конфискацию».
«Скоро на первое чтение в мажилисе выносится важный законопроект против отмывания денег. В него я внёс 100 поправок, правовых норм, рекомендованных международной организацией ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. – Прим. ред.). Институт «расширенной конфискации» для нашей страны исключительно важен. Так много не воровали нигде в мире», — подчеркнул Марат Башимов.
По словам депутата, во многих странах учли рекомендации ФАТФ и внесли соответствующие изменения в законодательство. Раньше принять такие законы было невозможно из-за активного противостояния лоббистов, но сейчас это сделать необходимо, считает Башимов. Казахстан не полностью ратифицировал конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, но всё равно является её участником — а это значит, что страна должна бороться с незаконным обогащением не только чиновников, но и членов их семей.
«Сейчас из-за того, что этой нормы нет, и активы переписаны на третьих лиц, многие уходят от ответственности, их имущество не конфискуется в полном объёме, а осуждённый «сидит» спокойно, зная, что у него не забрали то, что переписано на третьих лиц, родственников, любовниц и так далее. И этими активами и деньгами он завтра будет наслаждаться».Марат Башимов
Мажилисмен указывает: в законодательстве есть понятие «имущество, приобретённое преступным путем». И оно относится в том числе к имуществу, которым владеют третьи лица. Например, члены семьи, сообщники по уголовным делам, аффилированные юрлица. Сюда же попадают активы, подаренные или за бесценок проданные «на сторону».
«При расширенной конфискации нет необходимости в отдельном судебном разбирательстве и вынесении обвинительного приговора в отношении предшествующей преступной деятельности, в результате которой предположительно были получены активы. Поскольку предполагаемая предшествующая преступная деятельность не нуждается в уточнении. Расширенную конфискацию можно применять лишь в отношении имущества, законность приобретения которого лицо объяснить не может. Механизм предлагается следующий: лицу, в отношении которого начато досудебное производство, предлагается доказать законность приобретения остального имущества. Если он не сможет доказать, то оно подлежит конфискации», — развивает свою мысль депутат.
Марат Башимов уточнил, что расширенную конфискацию нужно применять не ко всем подряд — но в первую очередь под неё должны попадать отдельные категории госслужащих и политиков, а также те, кто работает на руководящих постах в госструктурах.
«Настало время принять всё то, что не принималось долгие годы по борьбе с отмыванием денег, и чтобы настоящая справедливость в этом вопросе наконец восторжествовала. Работа идёт», — резюмировал Марат Башимов.
Тем временем другие депутаты мажилиса, напротив, предложили провести амнистию капиталов — и простить казахстанским олигархам вывод денег из страны в обмен на их возвращение в родную экономику.