Если голосование в первом туре прошло не так, как нужно, отмените второй тур. Если «не тот» кандидат всё ещё, вероятно, победит на перенесённых выборах, задержите его до того, как он успеет зарегистрироваться, и затем запретите ему участие. Потом снова проведите выборы — на этот раз с более сильным «независимым» кандидатом, который при поддержке СМИ сможет победить союзника «не того», но более популярного кандидата, которого вы уже запретили. Именно это и произошло в Румынии, пишет The Spectator.
Демократия? Ну, если бы такое произошло в стране — «официальном враге», можно не сомневаться: «центристы» наперебой кинулись бы это осуждать. Но если это случается в государстве — члене ЕС или НАТО, то, как говорил бессмертный Лесли Нильсен в фильме Голый пистолет, «здесь не на что смотреть!».
Лицемерие действительно зашкаливает. Человеком, который должен был бы стать президентом Румынии сейчас, если бы подлинная демократия была допущена, является Калин Джорджеску. Он победил в первом туре изначальных президентских выборов и имел хорошие шансы выиграть и второй тур. И он был популярен.
Но затем, в беспрецедентном шаге, всего за два дня до декабрьского второго тура, Конституционный суд Румынии аннулировал все выборы, сославшись на рассекреченную разведывательную информацию о предполагаемом вмешательстве из-за рубежа, главным образом через видео в TikTok. Если вы собираетесь пойти на такой радикальный шаг, как отмена выборов за 48 часов до их проведения, у вас должны быть железобетонные доказательства — и эти доказательства должны быть обнародованы. Но этого не произошло.
«Власти всё ещё не представили никаких конкретных доказательств российского вмешательства в выборы, что вызывает разочарование у многих румын», — признал Роуэн Ингс из Глобального отдела по борьбе с дезинформацией BBC 25 апреля.
Вам не обязательно поддерживать или соглашаться с программой Джорджеску, чтобы признать, что то, что произошло в декабре, было возмутительно. Отмена второго тура президентских выборов только потому, что кандидат, скорее всего, победит, критикует как ЕС, так и НАТО (а это, будем честны, и есть настоящая причина отмены) — это полная противоположность демократии. Надо отдать должное Елене Ласкони, проевропейской сопернице Джорджеску во втором туре: она тоже так считала. «Решение Конституционного суда — незаконное, аморальное и попирающее саму суть демократии — право голоса», — заявила она.
В феврале ситуация стала ещё хуже. Джорджеску был задержан полицией и обвинён по пути к регистрации своей кандидатуры на перенесённых президентских выборах. Самый популярный политик в Румынии был лишён права покидать страну. Вспыхнули массовые уличные протесты, но угадайте что? Ни одного осуждения со стороны ЕС. Вместо этого критика в адрес отмены выборов прозвучала лишь от вице-президента США Джей Ди Вэнса — и даже за это на него обрушились с нападками.
И вот теперь, в мае, мы наконец получили результат, которого с самого начала добивались в брюссельских верхах. Народ Румынии, наконец, проголосовал «правильно» — за милого, благоразумного, проевропейского, провоенного «центриста», либерального мэра Бухареста Никушора Дана, который победил «злодея» — националиста-консерватора и союзника Джорджеску — Джорджа Симиона. В этот раз выборы аннулировать не нужно. Результат можно оставить. Кризис окончен. Урсула фон дер Ляйен и Ги Верхофстадт в восторге. Европа победила! Как и ирландцы, которых заставили голосовать повторно после того, как они сначала отклонили Лиссабонский договор, румыны в итоге пришли к нужному результату. Но то, что произошло в Румынии, должно тревожить всех нас. Если мы действительно верим в демократию, то голоса избирателей — это всё. Если избиратели хотят выбрать кандидата, которого называют «ультраправым» или «ультралевым», — это полностью их право.
Но обратите внимание, как сместился дискурс либеральных элит — теперь они говорят не о «демократии», а о «демократических ценностях». А это очень важная разница. Если «демократические ценности» ставятся выше самой демократии, то это открывает путь к запрету кандидатов, которые отстаивают «неправильные» взгляды — с точки зрения власти.
И дело не только в Джорджеску. Ещё одна популистка-националистка и евроскептик, румынский политик Диана Шошоака, также была отстранена от участия как в изначальных выборах в ноябре, так и в повторных. Её запретили в ноябре за заявления — внимание — «противоречащие демократическим ценностям».
Разумеется, Оруэлл бы торжествовал, увидев такой расцвет двоемыслия. Но всё это происходит на наших глазах. В Европе. Сегодня.
Задайте себе вопрос. Верите ли вы всерьёз, что в 2025 году кандидат, выступающий против ЕС и НАТО, будет допущен к победе на выборах в стратегически важной стране Европы? Марин Ле Пен? Её тоже уже запретили. Мы постоянно критикуем другие страны за фальшивые выборы, где участвуют и побеждают только «одобренные» кандидаты, но разве мы, в «демократическом Западе», уже не прошли половину этого пути?