Автор: Хетти Рёссингх
Вы берете любой старый блокнот и ручку, когда они вам нужны, или предпочитаете Молескин или Монблан?
Независимо от того, придирчивы вы или нет, знайте, что инструменты для рук — это инструменты для мозга. Рукописные заметки — это мощный инструмент для кодирования воплощенного познания и, в свою очередь, для поддержки способности мозга извлекать информацию. Во-вторых, когда вы делаете заметки от руки, ваши руки создают надежное внешнее хранилище памяти — ваш блокнот.
Записи от руки — это беспроигрышный вариант, который должен быть в наборе когнитивных инструментов каждого студента. Учиться эффективно делать заметки от руки и приучать себя к ведению заметок как к основному инструменту обучения и изучения можно уже в 3–4 классе, но начинать никогда не поздно.
Мы живем в цифровую эпоху, когда повседневная деятельность связана с цифровым общением. Автоматическое владение клавиатурой — тоже важный навык, а инструменты и приложения для цифрового общения будут развиваться и занимать свое место. Но работа на клавиатуре не обеспечивает тактильную обратную связь с мозгом, как это делает контакт карандаша или ручки с бумагой — ключ к созданию нейроциркуляции в комплексе «рука-мозг».
Преимущество в обработке информации
Хотя ваш ноутбук может показаться более быстрым и эффективным, есть веские причины держать наготове блокнот в бумажном переплете и ручку — любую, какую вы предпочитаете.
Исследователи обнаружили, что ведение заметок, связанное с использованием клавиатуры, подразумевает дословную запись, не связанную с обработкой информации, и назвали такое ведение заметок «негенеративным». В отличие от этого, ведение заметок от руки предполагает когнитивное участие в обобщении, перефразировании, систематизации, составлении концептуальных и словарных карт — словом, манипулировании и преобразовании информации, что приводит к более глубокому пониманию.
Ведение заметок превращается в их создание: активное участие в создании смысла и значения для последующего осмысления, изучения или обмена записями для сравнения понимания с партнерами по лабораторной работе или одноклассниками. Это становится мощной стратегией обучения, поскольку собственная обработка материала может быть закреплена в ходе беседы.
Существуют шаблоны и форматы, обучающие более эффективным способам ведения рукописных заметок. Один из популярных — стиль Корнелла, разработанный профессором образования Уолтером Пауком. Вы также можете изучить другие способы, которые можно адаптировать для различных учебных потребностей, например, сравнительные/контрастные диаграммы или сети.
Когнитивные требования к ведению заметок
Правильное ведение записей зависит от беглости руки, что означает разборчивость и скорость в сочетании. Лучше всего это достигается с помощью чистого, незамутненного и связного шрифта, то есть скорописи, которую учащиеся могут начать осваивать уже во втором классе. Беглость письма обеспечивается обучением и практикой в первые годы обучения в школе, а также постоянными возможностями для аутентичного, целенаправленного обучения грамоте, что в свою очередь способствует выделению пространства рабочей памяти для когнитивных потребностей, связанных с ведением записей.
Переход из третьего в четвертый класс — это большой скачок для маленьких учеников. Учебные программы по естествознанию, обществознанию, английскому языку и математике предъявляют детям повышенные требования к переходу к академическим формам грамотности.
С каждым годом обучения возрастают требования к чтению и письму, пониманию и осмыслению огромных объемов информации в мультимодальных форматах.
Скетчинг и рисование тоже важны!
Леонардо да Винчи писал: «…чем мельче вы описываете, тем больше запутываете ум читателя и тем больше удаляете его от знания описываемой вещи. Поэтому необходимо делать рисунок… так же, как и описывать…»
Записные книжки художника свидетельствуют о творческом, пытливом, изобретательном уме и человеке науки и искусства, не имеющем себе равных, на столетия опередившем свое время. Фергус Крейк и Роберт Локхарт, пионеры в области когнитивной нейронауки, выделили три уровня обработки информации: их теория обнажает нейронауку, лежащую в основе прозрений да Винчи столетия назад. Когда люди визуально представляют знания, они могут глубже понять такие понятия, как циклы и отношения: в результате некоторые исследователи когнитивной сферы выступают за обучение различным способам представления знаний с раннего возраста.
Флоренс Найтингейл запомнилась своим вкладом в реформирование медицины благодаря подробным, скрупулезным наблюдениям, документации, записям и письменным работам. Ей приписывают создание круговой диаграммы для представления этой информации.
Я поручаю своим студентам, готовящимся стать учителями, зарисовать план класса, в котором они работают во время практики. Они также ведут наблюдения от руки, записывая их в корнельский шаблон. Это задание направлено на интерпретацию того, что происходит в классе. Этот процесс документирования служит хорошей основой для последующего анализа или размышления и теоретизирования работы классных руководителей.
Если письменная работа является обязательным условием вашей профессии, будь то журналистика, преподавание, архитектура, инженерное дело, мода и многое другое, вы уже знаете о пользе и важности ведения заметок и зарисовок.
Аналоговые, цифровые и унаследованные форматы
Когда важны глубокое понимание и запоминание, установление личных связей и стимулирование творческой мысли, рукописные заметки имеют значение и сохраняются со временем.
Интересно, что искусство ведения бумажного дневника, журнала или планировщика породило множество онлайн-сообществ. Многие находят удовольствие в ведении календарей, ежедневников, всевозможных карточек, заметок и списков, написании семейных историй для следующего поколения — и все это от руки, а затем делятся ими в цифровом формате.
Для серьезных студентов ведение заметок — незаменимый когнитивный инструмент и техника обучения. Создание нейросхемы памяти и смысла с помощью комплекса «рука-мозг» — вот ключ к пониманию ценности рукописных заметок.
Хетти Рёссингх — профессор Школы образования Верклунда в Университете Калгари.
Оригинал: Pocket