Казалось бы, какие опасности могут поджидать нас в мобильной игре? Яркая графика, простые правила, возможность расслабиться и скоротать время. Однако все чаще под маской развлечения скрываются настоящие казино, умело манипулирующие вашим желанием победить и заставляющие тратить реальные деньги, пишет Роскачество.
Азартные механики под видом развлечения
Современные мобильные игры, особенно условно бесплатные, все чаще используют азартные механики, основанные на случайных шансах на победу. Разработчики намеренно создают игры, в которых прогресс игрока замедляется, а на каждом шагу появляются препятствия.
Чтобы продвинуться дальше, предлагается совершить микротранзакцию — снять ограничения, повысить шансы на победу, ускорить набор уровней. Невысокая цена снимает психологический барьер, и игрок, сам того не замечая, начинает регулярно платить за то, что предполагается бесплатным.
Психологические уловки и манипуляции
Вместо предоставления дополнительных возможностей, как это рекламируется, микротранзакции превращаются в инструмент психологического давления. Игрока, по сути, вынуждают платить, чтобы просто иметь возможность продвинуться дальше в «бесплатной» игре.
В ход идут самые разные приемы:
- Лутбоксы и гача — виртуальные механизмы, предлагающие случайные внутриигровые предметы или персонажей. Особенно популярна гача — игра, в которой за реальные или внутриигровые деньги можно попытаться получить уникального игрового персонажа.
- Лимиты энергии и «боевые пропуска»: механика, ограничивающая количество действий, которые игрок может совершить за один сеанс. Чтобы продолжить играть, нужно либо ждать восстановления энергии, либо покупать ее за реальные деньги.
- FOMO-ивенты — это мероприятия, которые используют страх упущенной выгоды (FOMO) для мотивации людей к участию или покупкам. Они часто характеризуются дефицитом, ограниченным количеством мест, уникальными предложениями и сроками — все это создает ощущение, что если не участвовать, то пропустишь что-то важное.
Казино для детей — новая реальность?
К сожалению, разработчики онлайн-казино все чаще нацеливаются на мобильные игры и даже разрабатывают специальные игры для детей и подростков. Эти игры тщательно маскируют признаки гемблинга (азартные игры: онлайн-покер, казино, слоты и др.), но используют те же самые механики: приветственные бонусы, «фриспины», лутбоксы и гача-механики.
Ярким примером может служить система ранжирования персонажей по цветам, характерная для южнокорейского геймдева (метод разработки видеоигр), где редкость персонажа обозначается разными цветами (серый, зеленый, синий, фиолетовый, золотой, красный), как на примере.
Разработчики онлайн-казино все чаще создают мобильные игры для детей и подростков, конечно добавляя туда механики казино. Подобную тенденцию можно заметить на примере студии Plarium — разработчика популярной «бесплатной» игры Raid: Shadow Legends. До 2025 года эта студия принадлежала компании Aristocrat Leisure, одному из крупнейших в мире производителей игровых автоматов.
Доходы подразделения Pixel United (Plarium, Big Fish Games, Product Madness), принадлежащего Aristocrat Leisure, за период с октября 2023 по март 2024 года достигли 872,2 млн долларов, из которых больше всего — 220,9 млн долларов — принесла именно Raid: Shadow Legends.