Зубрить – неэффективно. Вот 8 способов учиться с умом

Автор: Джозеф Стромберг

Способ, которым учится большинство студентов, не имеет смысла. К такому выводу пришли психологи Вашингтонского университета в Сент-Луисе Генри Роедигер и Марк Макдэниел, которые в совокупности посвятили 80 лет изучению процессов обучения и памяти и недавно изложили свои выводы в книге «Make It Stick: The Science of Successful Learning» (Сделай так, чтобы это запомнилось: наука успешного обучения), написанной в соавторстве с писателем Питером Брауном.

Использование стратегий активного обучения является наиболее эффективным

Большинство студентов учатся, перечитывая конспекты и учебники, но исследования психологов, проведенные как в лабораторных экспериментах, так и с реальными студентами в классах, показывают, что это ужасный способ изучения материала. Использование стратегий активного обучения, таких как карточки, диаграммы и самопроверка, гораздо более эффективно, как и распределение обучения во времени и смешивание разных тем.

Макдэниел поделился со мной восемью ключевыми советами, которые он дает студентам и преподавателям на основе своих исследований.

1. Не перечитывайте свои конспекты и учебники

«Из опросов мы знаем, что большинство студентов, когда учатся, обычно перечитывают задания и конспекты. Большинство студентов говорят, что это их основная стратегия. Однако из множества исследований мы знаем, что такое повторение информации не является особенно хорошим способом обучения или создания более устойчивых воспоминаний. Например, наши исследования студентов Вашингтонского университета показывают, что когда они перечитывают главу из учебника, их успеваемость абсолютно не улучшается по сравнению с теми, кто прочитал ее только один раз.

При первом чтении вы извлекаете много понимания. Но когда вы читаете во второй раз, вы читаете с чувством «я это знаю, я это знаю». Так что, по сути, вы не обрабатываете информацию глубоко и не извлекаете из нее больше. Часто повторное чтение бывает поверхностным — и это коварно, потому что создает иллюзию, что вы очень хорошо знаете материал, тогда как на самом деле есть пробелы».

2. Задавайте себе много вопросов

«Хороший метод, который можно использовать вместо этого, — прочитать один раз, а затем проверить себя, используя вопросы в конце главы учебника или придумывая свои собственные вопросы. Извлечение этой информации — это то, что на самом деле обеспечивает более прочное усвоение и запоминание.

«И даже когда вы не можете восстановить информацию — когда вы неправильно отвечаете на вопросы — это дает вам точное понимание того, чего вы не знаете, и это подсказывает вам, к чему следует вернуться и что изучить. Это помогает более эффективно направлять ваше обучение.

«Задавать вопросы также помогает вам глубже понять материал. Допустим, вы изучаете всемирную историю и то, как древний Рим и Греция были торговыми партнерами. Остановитесь и спросите себя, почему они стали торговыми партнерами. Почему они стали кораблестроителями и научились плавать по морям? Не обязательно всегда спрашивать «почему» — можно спросить «как» или «что».

«Задавая эти вопросы, вы пытаетесь объяснить, и тем самым вы создаете лучшее понимание, что приводит к лучшему запоминанию и обучению. Поэтому вместо того, чтобы просто читать и просматривать, остановитесь и задайте себе вопросы, чтобы понять материал».

3. Свяжите новую информацию с тем, что вы уже знаете

«Еще одна стратегия заключается в том, чтобы во время повторного чтения попытаться связать принципы, изложенные в тексте, с тем, что вы уже знаете. Свяжите новую информацию с ранее полученной для лучшего усвоения.

«Один из примеров — если вы изучаете, как нейрон передает электричество. Одно из того, что мы знаем, — если нейрон окружен жировой оболочкой, называемой миелиновой оболочкой, это помогает нейрону быстрее передавать электричество.

«Можно сравнить это, например, с водой, текущей по шлангу. Вода течет по нему быстро, но если проткнуть шланг, она начнет течь, и вы не получите того же потока. И это, по сути, то, что происходит, когда мы стареем — миелиновые оболочки разрушаются, и передача сигналов становится более медленной».

4. Изложите информацию в визуальной форме

«Отличная стратегия — создание диаграмм, визуальных моделей или блок-схем. На начальном курсе по психологии вы можете составить диаграмму классического обусловливания. Конечно, вы можете прочитать о классическом обусловливании, но чтобы по-настоящему понять его и быть в состоянии записать и описать его различные аспекты на экзамене позже — условие, стимул и так далее — хорошей идеей будет попробовать изобразить его в виде блок-схемы.

«Все, что способствует активному обучению — самостоятельному формированию понимания — очень эффективно для запоминания. По сути, это означает, что учащийся должен быть более вовлеченным и заинтересованным, а не пассивным».

5. Используйте флешкарты

«Флэшкарты — еще один хороший способ сделать это. И один из ключевых моментов в их использовании — это повторное тестирование себя на тех картах, которые вы ответили правильно.

«Многие студенты отвечают на вопрос на флэшкарте и вынимают ее из колоды, если ответили правильно. Но оказывается, что это не лучшая идея — важно повторять процесс извлечения информации из памяти. Исследования показывают, что оставлять правильные карточки в колоде и повторно просматривать их полезно. Возможно, вам стоит попрактиковаться с неправильными карточками немного больше, но повторение правильных карточек тоже важно.

«Дело не в том, что повторение в целом плохо. Плохо бессмысленное повторение».

6. Не зубрите — распределите время на учебу

«Многие студенты зубрят — они ждут до последней минуты, а затем за один вечер повторяют информацию снова и снова. Но исследования показывают, что это не полезно для долговременной памяти. Возможно, это позволит вам хорошо сдать тест на следующий день, но на экзамене вы не запомните столько информации, а на следующий год, когда вам понадобится эта информация для курса следующего уровня, ее уже не будет.

«Это часто происходит в статистике. Студенты возвращаются на следующий год, и кажется, что они все забыли, потому что зубрили перед экзаменами.

«Лучше всего повторять материал с интервалами. Поучитесь немного в один день, затем уберите карточки, а на следующий день и через два дня снова их достаньте. Исследование за исследованием показывает, что интервалы действительно важны».

7. Учителя тоже должны распределять и смешивать свои уроки

«В нашей книге также есть информация для учителей. Наша образовательная система также склонна продвигать массовое представление информации.

В типичном университетском курсе один день вы изучаете одну тему, на второй день — другую, на третий день — еще одну. Это массовое представление информации. Вы никогда не возвращаетесь к материалу, не повторяете его и не пересматриваете.

Но для учителей ключевым моментом является то, чтобы через несколько дней или недель снова представить материал ученикам. Есть несколько способов сделать это. Здесь, в Вашингтонском университете, есть преподаватели, которые проводят еженедельные тесты и раньше включали в них только материал из уроков той недели. Теперь они возвращаются к материалу двух-трехнедельной давности. Один преподаватель психологии специально выделяет время во время каждой лекции, чтобы вернуться к материалу, прошедшему несколько дней или недель назад.

Ключевым моментом для учителей является то, чтобы через несколько дней или недель снова представить материал ученикам

Это можно делать и в домашних заданиях. В курсах по статистике обычно задают домашние задания, в которых все задачи относятся к одной и той же категории. После изучения корреляций студентам задают домашнее задание, состоящее из множества задач по корреляции. Затем на следующей неделе изучают T-тесты, и все задачи касаются T-тестов. Но мы обнаружили, что включение вопросов по материалу, который был проработан две или три недели назад, очень хорошо способствует запоминанию.

И это можно включить в содержание самих уроков. Допустим, вы посещаете курс по истории искусства. Когда я его посещал, я узнал о Гогена, затем посмотрел много его картин, потом перешел к Матиссу и посмотрел много его картин. И студенты, и преподаватели считают, что это хороший способ изучить стили живописи этих разных художников.

Но экспериментальные исследования показывают, что это совсем не так. Лучше дать студентам пример одного художника, затем перейти к другому, потом к третьему, а затем вернуться к первому. Такое чередование или смешивание дает гораздо лучший результат в обучении, который можно перенести на картины, которые вы не видели, — позволяя студентам точно идентифицировать авторов картин, например, на экзамене.

И это работает для всех видов задач. Вернемся к статистике. В классах старших курсов и в реальном мире вам не скажут, с какой статистической проблемой вы столкнетесь — вам придется самостоятельно выяснить, какой метод нужно использовать. И вы не сможете научиться этому, если у вас нет опыта решения различных типов задач и определения, какой подход требуется для каждой из них».

8. Не существует такого понятия, как «математический склад ума»

«Есть очень интересная работа Кэрол Двек из Стэнфорда. Она показала, что у студентов, как правило, есть один из двух подходов к обучению.

Оказалось, что подход к обучению предсказывает, насколько хорошо студенты в конечном итоге справятся с задачей.

Один из них — это фиксированная модель обучения. Она гласит: «У меня есть определенный талант к этой теме — скажем, к химии или физике — и я буду хорошо справляться, пока не достигну этого предела. После этого мне будет слишком сложно, и я не буду хорошо учиться». Другой тип мышления — это мышление, ориентированное на рост. Оно предполагает, что обучение включает в себя использование эффективных стратегий, выделение времени для работы и участие в процессе, и все это помогает постепенно повышать свои способности в данной области.

Оказывается, тип мышления предсказывает, насколько хорошо ученики в конечном итоге справятся с задачей. Ученики с мышлением роста, как правило, не сдаются, настойчиво преодолевают трудности и добиваются успехов в сложных классах. Ученики с фиксированным мышлением, как правило, не делают этого.

«Таким образом, для учителей урок заключается в том, что если вы можете поговорить с учениками и предложить им мышление роста как более точную модель — а это действительно так — то ученики, как правило, будут более открыты для пробования новых стратегий, будут придерживаться курса и работать так, чтобы способствовать обучению. Способности, интеллект и обучение зависят от того, как вы к ним подходите — мы любим говорить, что нужно работать умнее».

Оригинал: Vox

Поделитесь новостью