Премьер против патриарха. Как конфликт Пашиняна и церкви угрожает расколоть армянское общество

Автор -

«Святейший, иди дальше кувыркайся с женой своего дяди, от меня тебе что нужно?» В это сложно поверить, но именно такими словами армянский лидер в конце мая начал беспрецедентную кампанию против церковного руководства, пишет Би-би-си.

Правительство Никола Пашиняна и Армянская апостольская церковь (ААЦ) никогда не были союзниками. Премьер критиковал церковных иерархов за связи с предыдущими властями, которые он называл «преступным режимом». Церковь же с подозрением смотрела на его молодую команду с опытом работы в прозападных НКО.

После поражения во Второй карабахской войне католикос (духовный лидер) всех армян Гарегин II призвал к отставке Пашиняна, и отношения окончательно испортились. Но светская и духовная власть научились сосуществовать и как-то уживались — до прошлой недели, когда уже премьер-министр призвал к отставке главы церкви.

Недавние исследования показывают, что ААЦ, к которой относят себя большинство армян, доверяют больше, чем правительству.

Теперь конфликт Пашиняна и католикоса угрожает и дальше расколоть армянское общество, повлиять на итоги предстоящих в следующем году выборов и негативно сказаться на мирных переговорах с Азербайджаном, что затронет весь регион.

Бульварные сенсации и большая политика

Пашинян обвиняет Гарегина II — не предъявляя доказательств — в нарушении обета безбрачия; по словам премьера, у главы церкви есть ребенок. Если это правда, то по церковным канонам Гарегин не может быть католикосом, и Пашинян требует его отставки, ссылаясь именно на церковные правила, хотя о нарушении светских законов речи не идет.

До этого он обвинил одного из архиепископов в связях с женой его дяди в шокировавшем армянское общество заявлении про «кувыркание».

В критике духовенства к премьеру присоединилась его гражданская жена Анна Акопян. Она назвала церковных иерархов «главными педофилами страны» и «главными духовными мафиози страны» — также без доказательств.

Гарегин II не отвечает на конкретные обвинения, но высший совет ААЦ назвал обвинения попыткой «заглушить голос Церкви и ослабить ее влияние в общественной̆ жизни». Церковные законы и уставы не касаются светской власти, напомнил духовный совет.

Католикоса поддержали первый и третий президент Левон Тер-Петросян и Серж Саргсян, а также оппозиционные партии.

Во вторник кампанию Пашиняна против церкви осудил и российско-армянский миллиардер Самвел Карапетян, один из главных меценатов ААЦ. Он пригрозил «вмешаться в кампанию против церкви по-своему», если «политики потерпят неудачу». Через несколько часов после этого заявления полиция устроила обыск в резиденции бизнесмена, а в среду против него возбудили уголовное дело. Карапетян обвиняется в публичных призывах к захвату власти, он отрицает свою вину.

Озвученные премьером обвинения против главы ААЦ не новы; желтая пресса в Армении еще десять лет назад публиковала слухи о дочери католикоса.

Более серьезная критика звучала из армянской диаспоры, где приходы жаловались на беспрецедентную централизацию власти и поборы. В 2013 году иерусалимский патриарх ААЦ обвинил Гарегина II в отсутствии духовных ценностей и заботе лишь о материальном.

«У нас украли веру»: как Армянская апостольская церковь оказалась на грани раскола
Все это привело к тому, что параллельно с приходом Пашиняна к власти в 2018 году часть священников и прихожан начала движение с требованием отставки Гарегина II. Это движение надеялось на поддержку Пашиняна, помня о том, как еще в бытность газетчиком и оппозиционером он критиковал ААЦ.

Но тогда власть осталась над схваткой. «Я считаю, что это не дело правительства — вмешиваться во внутрицерковные вопросы», — говорил Пашинян. Католикос и премьер нашли общий язык и появлялись вместе на государственных праздниках.

Церковь как оплот несогласных

Отношения церкви с властью испортились в 2020 году, когда после поражения Армении в войне с Азербайджаном католикос присоединился к требованиям отставки Пашиняна.

В конце концов Пашинян сохранил власть, а церковь стала превращаться в голос националистической и консервативной оппозиции. Следующие парламентские выборы в Армении назначены на июнь 2026 года, и армянские политологи связывают эскалацию риторики против церкви с приближением голосования, рассматривая ее как превентивный удар по последнему оплоту консервативной оппозиции.

Раздражают власть и интервенции церкви в вопросы внешней политики. В начале июня Гарегин II потребовал обеспечить возвращение карабахских армян в свои дома, что противоречит позиции официального Еревана в переговорах с Азербайджаном. Цель Пашиняна — скорейшее заключение мирного договора с отказом от всех претензий в адрес друг друга. Но азербайджанские СМИ подхватывают требования националистической оппозиции и цитируют их как пример того, что Армения не готова к миру.

Для ААЦ статус оплота несогласных стал подарком. Оппозиционные партии постоянно ссорятся между собой и не пользуются популярностью. В этой ситуации церковь стала постепенно выполнять их функции, собирая вокруг себя недовольных властью.

Несмотря на скандалы вокруг иерархов, соцопросы показывают, что религиозные институции становятся самым популярным общественным институтом. За последние годы рейтинг доверия им вырос больше чем в пять раз — полностью доверяют церкви до 62,5% респондентов по сравнению с 11% в 2021 году. Под религией в контексте Армении чаще всего подразумевают ААЦ — по последней переписи, к ней относят себя больше 90% жителей страны. 48% армян довольны ААЦ — это больше, чем число тех, кто доверяет правительству, парламенту, судам или прокуратуре.

За семь лет у власти Пашинян последовательно боролся с остатками «старого режима», как он называет своих предшественников. Критики говорят, что премьер поставил своих лоялистов во главе всех ветвей власти и государственных институтов — правоохранительных органов, спецслужб, армии, дипломатической службы и даже высшего суда страны, Конституционного.

«Церковь осталась единственной институцией, которая не подконтрольна власти», — считает Александр Искандарян, директор ереванского Института Кавказа.

Премьер-министр признает, что атака на руководство церкви — часть его политической программы: «Мы вернули государство (власть) народу. Теперь мы должны вернуть церковь народу».

«Реальная Армения» против исторической

За столкновением Пашиняна с ААЦ стоит еще и идеологический конфликт, считает Искандарян. В последние годы премьер и его команда активно заняты ребрендингом страны. Он включает в себя пересмотр основ армянской идентичности, отказ от горы Арарат как национального символа, смену конституции, герба и гимна страны.

Вместо Арарата в символы предлагается гора Арагац, потому что она располагается на территории Армении, а Арарат — в Турции. Герб хотят изменить именно из-за присутствия на нем Арарата. Другие символы тоже предлагается пересмотреть, чтобы не раздражать соседей. Изменение конституции — требование Азербайджана.

Все это Пашинян объединил в идеологии «Реальной Армении». В нее входит набор расплывчатых постулатов и лозунгов, вроде «здесь государство – здесь хлеб, здесь родина – здесь живи!» и «обогащайся и обогащай».

«Пашинян говорит, что хороший гражданин — это тот, кто работает, зарабатывает деньги и платит налоги. У этой конструкции консьюмеристская основа, и она противоречит самой идее того, что представляет собой Армянская апостольская церковь — она слита с армянской идеей совсем в другом виде», — отмечает Искандарян.

«Реальная Армения» премьера в первую очередь придумана как противовес исторической Армении, память о которой воспринимается как территориальные претензии к Турции и Азербайджану. Пашинян, который стремится нормализовать отношения с обеими странами, хочет, чтобы граждане смотрели в будущее — и предлагает исключить память о Карабахе и западных армянских землях из общественной памяти.

Но для церкви история — основа ее авторитета. Принятие христианства в 301 году сделало Армению первой страной, где оно стало государственной религией и сыграло ключевую роль в формировании армянской идентичности.

В сегодняшней Республике Армения церковь отделена от государства, но конституция говорит об ААЦ как национальной церкви с «исключительной миссией в духовной жизни армянского народа». В средние века, когда армянские царства были поглощены империями, именно ААЦ сохраняла язык, литературу и идентичность. Сейчас она продолжает играть эту роль в диаспоре от России и Украины до Ливана, Франции и Америки.

Однако создавшийся кризис угрожает расколом. Если Пашинян добьется смены католикоса, то оппозиционно настроенные граждане Армении и приходы в диаспоре могут не признать первоиерарха, назначенного после политического вмешательства. Если же премьеру не удастся сместить Гарегина II, в раскол могут уйти его лоялисты.

Все это усугубит поляризацию и без того расколотого армянского общества, пишет главный редактор газеты «Аравот» Арам Абрамян:

«К уже существующим разделениям — [сторонники нынешней и предыдущей власти], прозападные и пророссийские, армяне из Армении и карабахцы, народолюбцы и народоненавистники — добавится еще одно: сторонники традиционной церкви и последователи «пашиняновской» церкви».

Поделитесь новостью