The Economist: Пекин вводит онлайн-удостоверения личности и берет интернет под контроль

Автор -

    С 15 июля в Китае стартует масштабный цифровой эксперимент, который, по мнению The Economist, может радикально изменить ландшафт интернета в стране и повлиять на развитие искусственного интеллекта. Власти запускают так называемые «цифровые удостоверения личности» — новую форму онлайн-идентификации, полностью контролируемую государством.

    Эта инициатива означает переломный момент: контроль над онлайн-верификацией пользователей больше не будет в руках частных компаний. Вместо этого весь массив цифровой информации — от данных о входе на сайты до истории посещений и активности — сосредоточится у государства, точнее, в руках полиции.

    Как будет работать новая система

    Для получения цифрового ID гражданин должен загрузить в специальное приложение скан лица и другие персональные данные, передавая их напрямую в полицию. После регистрации он сможет использовать цифровой ID для авторизации на сайтах, в приложениях и других интернет-сервисах — без передачи своих данных самим компаниям. Вместо имени и фамилии платформа увидит лишь набор букв и цифр.

    Пилотная версия уже действует с прошлого года: по официальным данным, её опробовали около 6 миллионов пользователей. Пока что участие добровольное, но, как подчеркивает The Economist, власти и госСМИ всё активнее подталкивают граждан к регистрации, апеллируя к «информационной безопасности». Очевидно, что следующим шагом может стать обязательная регистрация для всех 1,1 миллиарда интернет-пользователей страны.

    Государство укрепляет цифровой контроль

    До сих пор китайская модель онлайн-контроля основывалась на сочетании государственного надзора и делегирования ответственности частным компаниям. Известный «великий китайский файрвол» блокирует сотни тысяч зарубежных сайтов и соцсетей — от Google до The New York Times. Однако доступ к китайским платформам был возможен только после прохождения верификации по настоящему имени: Weibo, аналог X (Twitter), и другие крупные сервисы обязаны идентифицировать каждого пользователя.

    Теперь же механизм будет выстроен иначе: частные фирмы больше не будут хранить информацию о пользователях — это станет исключительной прерогативой полиции. Компании по-прежнему смогут блокировать посты и жаловаться на «нарушителей», но узнать, кто именно стоит за тем или иным аккаунтом, смогут только государственные органы.

    Это усиливает централизованный контроль. The Economist замечает, что удивительно, почему Пекин не запустил подобную систему раньше, ведь многие страны уже используют цифровые удостоверения — правда, они ограничены функциями доступа к госуслугам и не управляются правоохранительными структурами. Индия, например, начала масштабную цифровую программу Aadhaar еще в 2009 году.

    Цель — защита или тотальный надзор?

    Официальная мотивация проста: защитить граждан от мошенников и утечек персональных данных. Китайские пользователи регулярно сталкиваются с телефонным спамом и кражей информации, которая попадает в руки телеком-аферистов. По мнению проправительственного журналиста, «государство словно подарило нам бронежилет для защиты личных данных».

    Однако критики считают, что новая система лишь усилит наблюдение. Благодаря цифровому ID власти смогут формировать полные списки посещаемых каждым человеком сайтов и приложений — быстрее и эффективнее, чем прежде. The Economist напоминает, что подобная перспектива уже вызвала возмущение в Сети: профессор Цинхуаского университета Лао Дунъянь назвала проект «обманом» в своём посте на Weibo — но его быстро удалили, а аккаунт временно заблокировали.

    Большая цифровая стратегия: ИИ, экономика и контроль

    В долгосрочной перспективе запуск цифровых ID вписывается в масштабный план централизации данных. Для китайских властей персональная информация — не просто объект регулирования, а стратегический ресурс. Она может быть использована для обеспечения национальной безопасности (например, защиты от внешнего вмешательства и кибератак), а также для обучения искусственного интеллекта.

    «Данные — это производственный фактор наряду с трудом, капиталом и землей», — утверждают государственные экономисты. Пекин хочет избежать ситуации, при которой крупные платформы, такие как Alibaba или Tencent, монополизируют пользовательские данные. Вместо этого власти планируют создать общенациональные биржи данных, где информация будет обмениваться между государственными структурами, госкорпорациями и частными компаниями. В Шэньчжэне уже работает платформа, на которой, например, можно приобрести статистику потребления электроэнергии. В июне Госсовет КНР одобрил правила, препятствующие «замыканию» данных в отдельных ведомствах.

    Кому это выгодно?

    The Economist указывает, что новая система может ущемить интересы частных интернет-компаний — они лишатся доступа к ценным пользовательским данным. Однако фондовый рынок пока никак не отреагировал. Возможно, потому что аналогичные шаги уже предпринимались ранее: в 2021 году правительство обязало Ant Group (подразделение Alibaba) передать данные о потребительских кредитах в Центральный банк. В том же году Didi Global была оштрафована на 8 миллиардов юаней за «угрозу нацбезопасности» из-за сбора и обработки пользовательской информации.

    Централизация потоков данных может стать ключевым козырем Китая в гонке искусственного интеллекта. Несмотря на запрет на покупку самых передовых американских чипов, китайские компании делают ставку на качество и объем информации. По мнению инвестора Ли Кай-фу, именно здесь у Пекина есть шанс на прорыв. Один из примеров — технологии распознавания лиц, которые достигли мирового уровня благодаря миллионам камер наблюдения в китайских городах.

    Проблема доверия: смогут ли власти защитить данные?

    Но насколько государство способно гарантировать безопасность этих массивов данных? История знает примеры обратного. В 2022 году хакеры украли миллиард записей из баз данных шанхайской полиции — они оказались незащищены. Как отмечает The Economist, это происшествие могло подорвать доверие населения к новым проектам. Тем не менее, крупные технологические компании быстро «вычистили» из интернета все упоминания о скандале.

    Китай стоит на пороге масштабной цифровой трансформации, где государство претендует на роль главного оператора не только интернета, но и данных как экономического ресурса. По мнению The Economist, этот шаг может как усилить внутреннюю безопасность, так и ужесточить контроль над обществом, создав новую модель цифрового авторитаризма — уже не через компании, а напрямую через полицейскую систему. Вопрос в том, готовы ли пользователи — и сам рынок — к таким переменам.

    Поделитесь новостью