Неспокойная обстановка на Ближнем Востоке, в непосредственной близости к Туркменистану, требует немедленных перемен в туркменской армии, в первую очередь — кадровых. Годами нерешаемые проблемы с жильем для старшин и офицеров, низкие зарплаты и самодурство командиров отдельных частей демотивируют личный состав и толкают офицеров на увольнение из армии. Как признаются сами военные, чувства патриотизма у них не осталось — за это государство и правительство они воевать не будут, сообщает turkmen.news.
Капитаны дизельных морей
Год назад turkmen.news рассказывал о «небоевых потерях», которые на постоянной основе несет флот Туркменистана из-за некомпетентного руководства. За общий упадок армии ответствен не кто иной, как министр обороны Бегенч Гундогдыев, но и в военно-морских силах хватает своих вредителей.
Командир воинской части в Гаршы Агапена Сатлыков видел свою главную задачу в разорении запасов топлива и вымогательстве взяток за выделение жилья офицерам и старшинам. Он даже покрывал рыбаков-браконьеров: за взятку ловить можно было где угодно и что угодно, без взятки не пускали даже в разрешенные места.
Однако несколько месяцев назад этого человека наконец уволили, но не из-за фактов коррупции или профнепригодности, а за то, что вызвал недовольство министра обороны. Гундогдыев приехал в часть, а командира по какой-то причине на месте не оказалось. Министр, привыкший, чтобы перед ним заискивали, не простил такого к себе отношения — Агапена Сатлыкова отправили рядовым преподавателем в военно-морской институт.
В части рады его увольнению, но плохо то, что давно назревшее решение было принято, только когда было задето эго министра. Еще больше удручает назначение новым командиром части Гельдымырата Ханова — командира корвета «Дениз хан». Об этом офицере turkmen.news тоже писал, причем как о главном подельнике Сатлыкова.
Ханов известен тем, что регулярно издевается над подчиненными, например, вынуждая их работать по 12 и более часов. Стоило же кому-то из экипажа его разозлить, как всех переводили на казарменное положение, оставляя ночевать на судне. При этом Ханов как раз вместе с Сатлыковым продавал на сторону дизельное топливо.
Кадровая пробоина
Ситуация с частью в Гаршы и с «Дениз ханом» не уникальна. В ВМФ, да и вооруженных силах Туркменистана в целом, высшее руководство в министерстве и командиры частей озабочены наживой, а не обороноспособностью или мотивацией личного состава. Выделенные из бюджета средства, топливо, обмундирование расхищаются. Офицеры пониже званием вынуждены сами заказывать себе форму, а порой и скидываться на ремонт.
Первое следствие этих проблем — наглядное и осязаемое: офицеры всеми силами стараются уволиться, а срочники — избежать призыва. Причем эту проблему руководители хорошо осознают и рапорты на увольнение у офицеров не принимают. Но многие готовы уйти даже по статье. Для этого прибегают к СОЧ — самовольному оставлению части. Не выходишь на работу — и тебя увольняют за прогулы.
«Люди с головой на плечах в этой системе не остаются, — констатирует источник turkmen.news. — Военные уезжают кто куда: сейчас популярны Беларусь и Польша. Люди влезают в долги и за $500-600 получают необходимое для работы разрешение. Поработав на новом месте пару месяцев, можно отбить эту сумму и начать отправлять домой живые деньги».
Есть и еще одно следствие: упадок морали. Никакого чувства патриотизма по отношению к государству, которое не может обеспечить базовые нужды своих защитников даже в мирное время, у военнослужащих нет.
«Не дай бог, обострения дойдут и до нас: никто не будет готов защищать это правительство ценой своей жизни!»