Le Monde: Поколение TikTok и иллюзия бедности при высоком доходе

Автор -

Соцсети формируют у молодых людей искажённое восприятие богатства: даже зарабатывая тысячи евро, представители Gen Z чувствуют себя бедными.

Под влиянием TikTok и Instagram стремление к «успешной» жизни с виллами, отпуском в Лиссабоне и дорогими нарядами порождает тревожность и перерасход. Психологи и социологи называют это «финансовой дисморфией» — новой формой внутреннего давления на фоне внешнего блеска.

Автор: Лора Короминес — журналистка, специализирующаяся на темах общества, интернета и технологий, обозревательница Le Monde.

«В ленте новостей». Деньги выставляются напоказ в соцсетях с особой помпой, особенно отражая одержимость «поколения Z» богатством как высшей целью. Дворцы, отпуск класса люкс, дорогая одежда: всё это искажает связь с реальностью и порождает у некоторых ощущение искажённой финансовой действительности.

В соцсетях любят выставлять свои деньги. Здесь — молодой человек осыпает себя пачками купюр под ритмы поп-музыки. Там — девушка делает обзор своих накоплений: «13 090 евро, только взгляните!» — восклицает она, с восторгом размахивая веерами из банкнот по 50 и 100 евро.

А главное — все с удовольствием говорят о деньгах. Невада, девушка в очках в черепаховой оправе, объясняет, как прожить день, не потратив ни цента, в то время как Криш рассказывает, какую сумму сбережений нужно иметь в зависимости от возраста.

Между советами по ведению бюджета и призывами «спустить всё как будто завтра не наступит», финансовый компас начал вращаться, как волчок. Сколько нужно денег, чтобы купить дом, пару кроссовок, подарок на день рождения? Сколько зарабатывать, чтобы наесться досыта или не паниковать из-за возможного опоздания на самолёт? В евро и долларах пользователи теряются в предположениях. Чем больше говорят о деньгах, тем больше кажется, что никто в них не разбирается.

Минимум 10 миллионов евро для счастья

Согласно опросу Empower, проведённому в начале 2024 года, американцы из поколения Z считают, что для достижения «финансового успеха» нужно зарабатывать 587 797 долларов в год (примерно 42 000 евро в месяц). Для сравнения: исследование Goliaths показало, что 24 % французов полагают, будто им нужно как минимум 10 миллионов евро, чтобы жить своей «жизнью мечты».

Более скромно рассуждает Обсерватория неравенств: по её расчётам, получение 4 416 евро в месяц после уплаты налогов помещает человека в 5 % самых богатых жителей Франции. Это высокий доход, но его обладатели не всегда так его и воспринимают. По исследованию, опубликованному в 2024 году Дирекцией по исследованиям, оценкам и статистике (Drees), две трети из 20 % самых обеспеченных французов считают себя представителями среднего класса. Как объяснить такую искаженную картину восприятия?

На MoneyTok — сегменте TikTok, где обсуждают выгодные покупки и управление фондовым портфелем — пользователи поставили диагноз: многие страдают от финансовой дисморфии. По аналогии с дисморфофобией — расстройством, при котором человек искажённо воспринимает своё тело, — финансовая дисморфия мешает адекватно оценить собственные активы и финансовое положение. Понятие появилось в США в 2024 году благодаря платёжному приложению Credit Karma, и с тех пор распространилось по всем соцсетям. Сегодня это расстройство не признано официально как психиатрический или психический диагноз в классификации DSM. Но это не мешает терапевтам, финансовым консультантам и особенно контент-мейкерам использовать термин, чтобы говорить об иррациональных страхах и внутреннем раздвоении по поводу денег.

Искажённое восприятие может приводить к тому, что человек либо тратит без оглядки, либо зацикливается на каждой копейке, либо влезает в долги, чтобы поддерживать определённый стиль жизни…

«Я знаю, что никогда не смогу позволить себе квартиру, какую хочу — с паркетом и террасой», — сокрушается Нина (имя изменено), 35 лет, нервно затягиваясь электронной сигаретой с ароматом личи. Она работает аналитиком в Бордо и ежемесячно получает почти 3 800 евро после налогов, не считая премий. «Не вижу смысла откладывать — всё дорожает, а отказывать себе в остальном не хочется!»

«Остальное» — это качественная одежда и уикенды с подругами. Фестиваль или поездка в просторную виллу, фотографии которой она обязательно выложит в Instagram («ничего особенного, просто по паре фото в день») — стоят ей несколько сотен евро за выходные. Вернувшись домой в воскресенье вечером, она с тревогой проверяет банковское приложение, думая о том, что на неделе, возможно, придётся есть макароны с маслом из Lidl.

И с приближением лета её беспокойство только усиливается. Через две недели она летит на девичник подруги. Запланированный бюджет на два с половиной дня в Лиссабоне?
«600 евро», — признаётся она, немного смутившись.

Организаторы не стали экономить: ужин в гастрономическом ресторане, уютный отель, урок танцев и фотосессия с профессионалом.
«Ну это же обычная программа, правда?» — заключает Нина.

«Психологическая манипуляция»

В видео под названием «Почему все всегда в отпуске?» ютуберша Челси Фэган с канала The Financial Diet анализирует хорошо знакомое чувство, возникающее у пользователей соцсетей: у других больше, и живут они лучше.

«Никогда прежде мы не были настолько погружены в жизни других. Раньше мы знали в основном о том, как живут соседи и друзья — чаще всего из того же социального круга. Сегодня мы в реальном времени следим за «нормальной жизнью» инфлюенсеров, которые живут либо на деньги богатых родителей, либо на доходы от рекламных контрактов, либо за счёт поддержки партнёра — но всё это при этом не афишируется. Это и есть психологическая манипуляция», — утверждает американка.

Согласно отчёту Credit Karma, финансовая дисморфия подпитывается всё большей одержимостью богатством. Желание накопить как можно больше подкрепляется контентом в соцсетях, где финансовые коучи и «криптобратья» подталкивают срочно инвестировать в биткойн и прочие активы, чтобы не «упустить свою жизнь».

«Никакой машины, та же одежда, что два года назад, никаких райских пляжей… Я часто чувствую, что отстаю от жизни, которая у меня должна быть — даже если понимаю, что это немного глупо», — говорит Максим (имя изменено), 24 года, продавец в бельгийской PME. Перед сном он смотрит видеоуроки на YouTube о том, как создать «пассивный доход в 2 000 евро в месяц». Чтобы «обезопасить себя», он считает, что нужно зарабатывать минимум 5 000 евро в месяц.

Для Элен Дюкюран, социолога потребления в университете Гюстава Эйфеля, термин финансовая дисморфия следует воспринимать с осторожностью. Этот «псевдоконцепт» отражает тенденцию к психологизации социальной реальности — то есть к приписыванию социальным явлениям индивидуальных психологических причин.

В интернете финансовый контент часто сопровождается хэштегами вроде #Тревога, #ПсихическоеЗдоровье или #Мышление, сообщает аналитическая платформа Visibrain.
«Эта тенденция к психологизации склонна объяснять структурные явления через личные решения, лишая обсуждение социальной неравенства политического измерения. Обсуждение финансовой дисморфии уводит нас от действительно важных проблем: того, как формируется неравенство и собственность, как различаются доходы мужчин и женщин, какие последствия имеет бедность в детстве, как сокращается покупательная способность и кто на самом деле получает прибавочную стоимость».

И не говоря уже обо всех тех, у кого до сих пор нет ни одной Rolex на запястье.

Поделитесь новостью