После разгрома двух ключевых антикоррупционных агентств отход Киева от демократических принципов наконец-то привлек внимание всего мира, пишет Politico.
Джейми Деттмер — редактор отдела общественного мнения и обозреватель по международным вопросам в POLITICO Europe.
Украина, как демократическое государство, подвергается нападкам с двух сторон. Её первый и самый очевидный противник — Москва, которая давно хочет вернуть страну в те времена, когда она была марионеткой Кремля, всего лишь сателлитом России.
Но, возможно, есть еще один коварный и разрушительный враг изнутри — полуавтократическое руководство страны.
Именно об этом уже несколько месяцев говорят оппозиционные законодатели и активисты гражданского общества, в то время как администрация президента Украины захватывает все больше власти, ослабляет другие правительственные и региональные институты, включая парламент страны, а также запугивает критиков, пытаясь заставить их замолчать с помощью громких кампаний или называя их российскими марионетками.
По их словам, масштабы этого отступления от демократии стали очевиднее на этой неделе после того, как президент Владимир Зеленский разгромил два ключевых антикоррупционных ведомства Украины , которые специализировались на борьбе с высокопоставленными государственными чиновниками. Этот шаг спровоцировал первые общенациональные уличные протесты с начала полномасштабного вторжения России в 2022 году.
В Киеве сотни протестующих собрались у президентского комплекса, а толпы ветеранов, действующих военнослужащих и мирных жителей собрались в десятках других городов, включая Львов и прифронтовые Одессу и Днепр. Несмотря на митинги, Зеленский одобрил новый закон , который передаст значительные полномочия в Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП) генеральному прокурору, назначенному политическим деятелем.
Президент США Дональд Трамп, давний заклятый враг Зеленского, мог оказаться невольным союзником украинского лидера, когда тот начал преследовать борцов с коррупцией в своей стране.
«Он знает, что США не будут на него давить», — сказал бывший министр Зеленского, попросивший не называть его имени из-за страха репрессий. Решение о ликвидации агентств было принято из-за «осознания того, что НАБУ продолжит сближаться с другими представителями правящего окружения», — заявили они, упомянув расследование НАБУ о захвате земель в отношении бывшего вице-премьера Алексея Чернышова, которое, вероятно, напугало бы инсайдеров.
«Это логическое завершение закручивания гаек внутри страны. Новая риторика проста: ты либо с Зеленским, либо ты российский агент», — добавили они.
По словам Стива Бэннона, бывшего главного стратега Трампа и ведущего подкаста «War Room», решение Зеленского нацелиться на антикоррупционные агентства, возможно, было мудрым. «Он знает, что MAGA пытается уличить его в краже миллиардов. Лучше пусть Марджори Тейлор Грин и War Room жалуются на коррупцию, чем иметь офис и людей, которых он не контролирует, чтобы что-то с этим делать», — заявил он в интервью POLITICO.
На фоне растущего давления общественности и ЕС на Зеленского украинский лидер, по всей видимости, пошел на уступку в среду вечером, заявив в своем очередном вечернем обращении, что в ответ на требования протестующих он внесет новое законодательство, которое обеспечит «соблюдение всех норм независимости антикоррупционных институтов».
То, что он имел в виду, остается неясным и не успокоило общественное возмущение по поводу закона, который он подписал в такой спешке.
Оба упомянутых агентства были созданы в 2015 году по настоянию ЕС и других международных партнёров, включая администрацию тогдашнего президента США Барака Обамы. Вашингтон и Брюссель хотели, чтобы Украина действительно боролась с глубоко укоренившейся и повсеместной проблемой коррупции, и настаивали на создании независимых от правительства антикоррупционных органов, обладающих достаточной властью для расследования правонарушений, совершаемых высокопоставленными чиновниками и лицами, имеющими политические связи.
Однако закон № 12414, который Зеленский быстро подписал после того, как он был принят Верховной Радой в почти беспрецедентной спешке, теперь лишает НАБУ и САП этой независимости. Вместо этого он предоставляет Генеральной прокуратуре право отдавать этим ведомствам приказы и передавать дела их собственному прокурору, фактически разрушая гарантии, защищающие эти органы от неправомерного политического вмешательства.
В Киеве сотни протестующих собрались возле президентского комплекса, в то время как толпы ветеранов, действующих военнослужащих и мирных жителей собрались в десятках других городов, включая Львов и прифронтовые Одессу и Днепр.
В своём обращении во вторник вечером Зеленский заверил украинцев, что не намерен подрывать работу ни одного из этих ведомств, намекнув, что изменения необходимы для защиты этих органов от российского влияния.
«Антикоррупционная инфраструктура будет работать, только без российского влияния — её нужно очистить от него. И справедливости должно быть больше», — написал он в интернете.
Но ни он, ни его влиятельный руководитель аппарата Андрей Ермак, который является сопредседателем , не указали, как именно Москва могла влиять на какое-либо из агентств.
Леся Василенко, депутат от оппозиционной проевропейской партии «Голос», назвала роспуск антикоррупционной структуры «плохим решением. Неправильным решением». В интервью изданию POLITICO она сказала: «Я очень горжусь украинцами, которые вышли на улицы, чтобы отстаивать правое дело и ту Украину, которую действительно хочет народ». Но она также предупредила: «Мы живём в очень трудное время. Последнее, что нам нужно, — это революция посреди войны».
Безусловно, представители НАБУ и САП рассматривают закон № 12414 как угрозу своей деятельности. «Фактически, антикоррупционная инфраструктура была демонтирована голосами 263 народных депутатов», — заявил глава НАБУ Семен Кривонос на совместном пресс-брифинге с главным прокурором по борьбе с коррупцией Александром Клименко. «Два независимых ведомства, НАБУ и САП, фактически становятся полностью зависимыми». (По данным местных СМИ, 18 депутатов, проголосовавших за новый закон, являются подозреваемыми по расследованиям НАБУ.)
Несмотря на заверения Зеленского, такого же мнения придерживаются и официальные лица и дипломаты ЕС. Уже несколько месяцев они горько жалуются — хотя и всегда в частном порядке — на отход украинского президента от демократических принципов. Они недовольны чистками и перестановками в правительстве, которые привели к уходу из него более независимых министров и чиновников, таких как бывший министр иностранных дел Дмитрий Кулеба и бывший глава Национальной электросетевой компании Украины Владимир Кудрицкий.
Они были обеспокоены отставкой командующего вооружёнными силами генерала Валерия Залужного, который конфликтовал с президентом как по вопросам военной стратегии, так и по вопросам необходимости мобилизации ещё большего числа украинцев для участия в боевых действиях, не говоря уже о необъяснимом влиянии Ермака на Зеленского. Чиновники ЕС также выразили опасения, что поиск предателей и российских коллаборационистов, развёрнутый властями, превращается в политическую охоту на ведьм, направленную на то, чтобы заставить критиков замолчать.
Тем не менее, до сих пор эти опасения держались в тайне — в основном, чтобы не давать Москве пропагандистского подарка или не подрывать поддержку Запада в вопросе обороны Украины.
Но на этот раз все по-другому.
Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос, опубликовав в социальных сетях пост перед принятием нового закона, заявила, что сложившаяся ситуация повредит переговорам о вступлении Украины в ЕС. «Независимые органы, такие как НАБУ и САП, необходимы для продвижения Украины в ЕС», — написала она. Тем временем послы стран «Большой семёрки» в Киеве опубликовали совместное заявление, в котором выразили свою «серьёзную обеспокоенность».
Свое неодобрение выразили и другие высокопоставленные чиновники в Брюсселе , включая председателя Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен, которая потребовала от Зеленского ответов.
Так почему же чиновники ЕС только сейчас публично выражают свою обеспокоенность по поводу этой монополизации власти?
Отчасти это связано с тем, что действия антикоррупционных ведомств были настолько очевидными. Согласно как общедоступным данным, так и данным антикоррупционных чиновников, говоривших с POLITICO на условиях анонимности, НАБУ начало расследование деятельности сотрудников аппарата президента и министров. Кроме того, администрация президента начала преследование антикоррупционных активистов, таких как Виталий Шабунин, глава общественной организации «Центр противодействия коррупции».
Шабунин предупредил в социальных сетях: «Генеральный прокурор Зеленского прекратит расследования против всех друзей президента».
Резкая реакция общественности, вероятно, привлекла внимание и ЕС. The Kyiv Independent, англоязычное издание, которое внимательно читают в Брюсселе, озаглавило свою резкую редакционную статью : «Зеленский только что предал украинскую демократию — и всех, кто за неё борется».
Депутат от оппозиции Николай Княжицкий также согласен с тем, что причиной разгрома агентств стала их атака на приближенных президента. «НАБУ было близко к тому, чтобы предъявить обвинения нескольким чрезвычайно влиятельным людям, и властям нужно было срочно принять меры по защите», — заявил он изданию POLITICO.
Он также подозревает, что Зеленский и Ермак посчитали, что смогут ограничить независимость ведомств и избежать наказания. «Они считают, что ни ЕС, ни США не будут проявлять такого интереса к деятельности антикоррупционных органов, как раньше, поскольку им всё равно придётся поддерживать Украину», — сказал Княжицкий.