Под председательством первого заместителя министра экономики и коммерции Чоро Сейитова состоялось межведомственное совещание, посвящённое обсуждению текущей социально-экономической ситуации в стране, своевременному выявлению потенциальных макроэкономических рисков и выработке соответствующих мер политики.
В обсуждении приняли участие представители Министерства финансов, Министерства водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Министерства труда, социального обеспечения и миграции, Национального банка, Национального статистического комитета, Социального фонда и Службы антимонопольного регулирования.
Отмечено, что Кыргызстан находится в фазе стремительного экономического роста. В рамках реализации Национальной программы развития до 2030 года страна меняет ориентиры: от внешней зависимости к внутренним источникам роста – повышению занятости, производительности труда и развитию человеческого капитала. Приоритетом становится не просто количественный рост ВВП, а его качество – способность экономики создавать продуктивные рабочие места, формировать устойчивый средний класс и снижать уязвимость населения. Прежняя модель, опиравшаяся на внешние факторы – денежные переводы и экспорт золота, обеспечивала краткосрочную стабильность, но делала экономику уязвимой к шокам и тормозила внутреннее развитие.
В этих условиях важно рассматривать экономическую ситуацию не только через призму роста объёмов ВВП, инвестиций и кредита, но и через устойчивость и сбалансированность. Несмотря на сохраняющийся высокий рост ВВП (+11,7 % в I полугодии 2025 года) и бурное развитие всех секторов (промышленность +9,8 %, услуги +10,0 %, строительство +42,5 %, сельское хозяйство +3,8 %), в экономике накапливаются отдельные признаки перегрева и структурного дисбаланса, которые требуют своевременного внимания и принятия соответствующих мер.
В частности, наблюдается превышение фактических темпов роста над потенциальным уровнем, усиливается дисбаланс между ростом доходов населения и производительностью труда, сохраняется значительный разрыв между средней и медианной заработной платой, существенное увеличение дополнительных расходов бюджета. На этом фоне усиливается инфляционное давление – в I полугодии 2025 года инфляция достигла 7,3 % в годовом выражении, при этом наибольший вклад вносят продовольственные товары. Особое внимание было уделено ценовым перекосам на потребительском рынке, дефициту трудовых ресурсов, а также избыточному росту потребительского кредитования, превышающему темпы расширения экономики.
Справочно: Медианная зарплата — это такой уровень заработной платы, при котором половина работников получает меньше, а другая половина — больше.
Это не то же самое, что средняя зарплата, которая высчитывается как сумма всех зарплат, делённая на количество работников.
🔍 Пример:
Допустим, у вас есть 7 работников с такими зарплатами (в сомах):10 000
12 000
15 000
20 000
25 000
50 000
200 000
Средняя зарплата = (10 000 + … + 200 000) / 7 = 47 428 сомов
Медианная зарплата = 20 000 сомов, потому что она находится посередине отсортированного списка
📌 Почему это важно:
Медианная зарплата лучше отражает реальную картину, особенно в странах с высоким неравенством доходов.Среднюю часто «завышают» высокие зарплаты у небольшой части населения (например, топ-менеджеров или чиновников).
Подчёркнута необходимость выработки системных решений – развития инфраструктуры хранения, оптимизации механизмов импорта, усиления контроля над ценовыми цепочками, координации фискальной и монетарной политики.
Дополнительно было обращено внимание на резкое снижение внешнеторговой активности: экспорт сократился на 27,2 %, импорт – на 11,7 %, что усиливает давление на валютный рынок и создаёт риски для устойчивости платёжного баланса.
В завершение Чоро Сейитов подчеркнул важность перехода от точечных решений к комплексной и скоординированной политике, направленной на обеспечение устойчивости экономического роста и повышение его качества.
По итогам обсуждения государственным органам поставлены ряд задач по реагированию на макроэкономические риски, усилению мониторинга ценовой динамики, ускорению мер по поддержке внутреннего производства и снижению зависимости от внешних источников.
Государственные органы представили своё видение текущей ситуации и обменялись предложениями по конкретным направлениям. В ходе совещания прозвучала общая позиция о необходимости усиления межведомственной координации, регулярного обмена аналитической информацией и перехода к более проактивной модели экономического управления.