Кадырбек Атамбаев: Приговор Алмазбеку Атамбаеву по делу Азиза Батукаева — смешон и нелеп по своей сути

Автор -

    Накануне шестой годовщины Кой-Ташских событий важно напомнить юридический повод для той операции силовиков — дело Батукаева. Приговор Алмазбеку Атамбаеву по делу Азиза Батукаева — смешон и нелеп по своей сути. Да и само дело было надуманным и сфабрикованным. Об этом в соцсетях написал Кадырбек Атамбаев:

    Инициатором спецоперации по обмену Батукаева на Жаныша Бакиева был не президент Атамбаев и даже не Аппарат президента, а ГКНБ, что подтверждается показаниями бывшего главы ведомства Шамиля Атаханова. Силовые структуры согласовали обмен: Батукаев, осуждённый за тюремный бунт, — на Жаныша Бакиева, причастного к десяткам заказных убийств политиков, гражданских активистов и журналистов, а также к расстрелу более ста человек на площади. Утечка и, скорее всего, предательство кого-то из исполнителей сорвали операцию.

    После срыва операции Атамбаев не раз предпринимал попытки вернуть Батукаева в Кыргызстан. Он обращался к российским властям, обсуждал вопрос с Генеральной прокуратурой РФ и неоднократно поднимал этот вопрос на встречах с президентом РФ Владимиром Путиным. В начале 2017 года генпрокурор Юрий Чайка заявил о готовности к экстрадиции — показатель того, что речь шла о действиях в рамках закона. Тем не менее Генеральная прокуратура Кыргызстана так и не проявила должной активности: даже когда наша партия снова подняла вопрос в 2022 году, продвижения не последовало. На встрече с первым заместителем комитета Госдумы по международным делам Алексеем Чепой мы просили содействия ускорению экстрадиции — результат по-прежнему минимален по вине кыргызской стороны. Визит генпрокурора РФ в Бишкек в 2022 году также ничего не изменил: со стороны Генпрокуратуры КР не последовало практических шагов.

    Есть и факт, о котором редко говорят: после отъезда Батукаева пресеклись кровавые бунты в колониях — об этом нам говорили и отечественные правозащитники. Возникает простой вопрос: если возврат Батукаева властям Кыргызстана объективно не был нужен, за что пытаются осудить Атамбаева? Инкриминирование «коррупции» выглядит надуманным: ни один свидетель не дал против него показаний, да и не было в этом никакого смысла лично для Атамбаева.

    Никто не спорит: Батукаев причастен к убийству Тынчтыкбека Акматбаева и к кровавому бунту. Но масштаб преступлений Жаныша Бакиева был несоизмеримо тяжелее. Бакиевы, пришедшие к власти в союзе с криминальным авторитетом Рыспеком Акматбаевым, позже устранили его, когда он стал обузой. В 2014-м в Минске был ликвидирован другой криминальный авторитет — Алманбет Анапияев, который слишком много знал. Именно Жаныш Бакиев был приоритетной целью для выдачи. И в переговорах с Александром Лукашенко Атамбаев неизменно настаивал: если Минск не возвращает Курманбека Бакиева, то должен выдать хотя бы «главного людоеда» — Жаныша Бакиева.

    Контраст в делах даже лежит на поверхности. Суды по Курманбеку Бакиеву проходили открыто, с участием прессы и во Дворце Спорта. Дело же Батукаева — по которому Атамбаев получил 11 лет, и отсидел больше чем 3,5 года — слушалось в закрытом режиме, в СИЗО ГКНБ, а не в здании суда. Настолько секретно, что даже истинная цель — возвращение и привлечение к ответственности Жаныша Бакиева — не озвучивалась. И сегодня процессы по этому делу остаются засекреченными.

    В 2020-году будучи еще в СИЗО ГКНБ Алмазбек Атамбаев заявил: «Приговором по «уголовному делу Батукаева» режим Сооронбая Жеенбекова фактически дал статус неприкосновенности Жанышу Бакиеву и его подельникам, которые виновны в смерти более 150 человек и в ранениях и увечьях еще сотен и сотен мирных граждан. Это четкое указание всем соответствующим правоохранительным и силовым структурам — «не трогать Бакиевых, не предпринимать никаких реальных шагов для привлечения к ответственности этих убийц, главных виновников массового расстрела мирных граждан на площади «Ала-Тоо» 7 апреля 2010 года. Все граждане страны должны это знать и понимать, что и кто за этим стоит.»

    Дело Батукаева стало инструментом незаконного лишения Атамбаева статуса экс-президента. Если бы Атамбаев нарушил Конституцию и остался на второй срок, экстрадиция Батукаева была бы доведена до конца. Но после передачи власти Сооронбаю Жээнбекову работа фактически была прекращена, а тема Батукаева превратилась в удобный предлог для политической игры, кульминацией которой стала попытка физического устранения Атамбаева, о которой неоднократно заявлял глава операции Курсан Асанов, с сопутствующими военными преступлениями и террором против мирных жителей, и организацией в последующем репрессий и точечного давления на активистов Чуйской области. (Напомню, что до штурма Атамбаев неоднократно заявлял, что ждет решения Конституционной Палаты по законности допроса, и готов дать показания любой момент письменно и через адвокатов.)

    Засекречивание материалов, закрытые и секретные заседания в СИЗО ГКНБ, неоднократные отмены прежних приговоров Верховным судом говорят сами за себя.

    Даже нынешний приговор — уже третий по счёту — демонстрирует: дело против Алмазбека Атамбаева сфабриковано и не должно было использоваться как основание для военного преступления и штурма Кой-Таша. Повторю, власти штурмовали не просто дом Атамбаева в Кой-Таше, а мирных граждан: ведь на защиту его собрались тысячи жителей жителей Чуйской области и граждан, успевших приехать из других регионов, в том числе старики, женщины и дети. При этом только пострадавших граждан было более 1700, а потом всех их еще и пропустили через “допросы” Военной прокуратуры — прикрыв это “делом Батукаева”…

    Поделитесь новостью