Молодость была жизнерадостной. Теперь нет, пишет The Economist.
На протяжении десятилетий опросы показывали, что средний возраст— это низшая точка жизни. В то время как молодые и пожилые люди обычно отмечали высокий уровень удовлетворенности жизнью, люди среднего возраста переживали спад.
Этот «перелом счастья» или «горб отчаяния» был задокументирован сотни раз во многих странах. Возраст пика несчастья варьировался — швейцарцы грустнее всего в 35 лет, украинцы — в 60, — но закономерность была неизменной.
Однако в последнее время эта кривая, похоже, деформировалась. Исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, обнаруживает, что молодые люди во всем мире сейчас сообщают о самом высоком уровне несчастья среди всех возрастных групп.
Авторы многолетнего обследования американцев подсчитали долю респондентов каждого возраста, которые сообщали о плохом психическом здоровье каждый день в течение последнего месяца. В период с 2009 по 2018 год пик страданий приходился на средний возраст. Но с 2019 по 2024 год картина изменилась. Уровень несчастья среди взрослых среднего и старшего возраста остался стабильным, в то время как уровень отчаяния среди молодых людей вырос.
В Великобритании наблюдается та же тенденция. И тревожность, и отчаяние резко возросли среди людей моложе 40 лет после 2016 года, а к 2019 году пик сошел на нет.
Авторы проанализировали данные веб-опроса Global Mind Project, и в каждой из 44 стран Африки, Азии, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока молодые люди постоянно сообщали о худшем психическом здоровье, чем люди старшего возраста..
Однако возможно, что сегодняшние несчастные 20-летние пойдут по пути своих предшественников и станут еще более мрачными в среднем возрасте. «Не исключено, что если молодые люди так плохо начинают, то в середине жизни им может быть еще хуже», — говорит доктор Брайсон.
Редкие исследования, которые отслеживают изменения в одних и тех же людях с течением времени, могут выявить такие долгосрочные изменения. Они также обнаруживают, что пик несчастья приходится на середину жизни. Это подтверждает неутешительную перспективу того, что поколение Z может стать еще более грустным.
Поколение X и миллениалы скатываются в состояние «недомогания среднего возраста» раньше, чем представители поколения бэби-бумеров, а представители поколения Z начинают взрослую жизнь гораздо более несчастными, чем любое другое поколение.
На популяционном уровне эти тенденции означают, что пожилые люди выглядят все менее подавленными, чем молодые.
▪️Причина такой депрессии среди молодёжи до сих пор неясна. Одна из подсказок может исходить от рынка труда. Ученые обнаружили, что отчаяние резко возросло среди молодых американских работников, особенно наименее образованных. В прошлом наличие работы, по-видимому, обеспечивало защиту от плохого психического здоровья. Похоже, что этот эффект ослаб для молодых американцев, возможно, из-за снижения удовлетворенности работой
▪️Это не объясняет данные в других странах. Исследователи обнаружили, что в некоторых странах Южной Европы удовлетворенность жизнью среди молодых людей выросла с 2015 года, во многом благодаря снижению уровня безработицы среди молодежи.
▪️Другой часто упоминаемый виновник подростковых переживаний — использование смартфонов и соцсетей, которое с начала 2010-х годов росло параллельно с проблемами психического здоровья молодежи. Существуют некоторые подтверждения причинно-следственной связи, но тщательные исследования не обнаруживают чёткой связи между использованием соцсетей и приложений и последующими проблемами с психическим здоровьем.
▪️Конечно, всё ещё может измениться. Анализ, проведённый The Economist ранее в этом году, показал, что психическое здоровье молодых американцев в последнее время несколько улучшилось, что, возможно, указывает на возвращение юношеской жизнерадостности.
▪️Если это так, то люди среднего возраста могут снова оказаться в числе самых грустных — в идеале, с приятными воспоминаниями.