В Казахстане упразднят Сенат. Парламент станет однопалатным и будет избираться по партийным спискам

Автор -

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой создания однопалатного парламента.

«Мне самому довелось в течение десяти лет возглавлять Сенат, и эту работу всегда воспринимал как большую честь и ответственность. Поэтому мне с этой трибуны нелегко говорить о парламентской реформе», — начал он.

По словам Токаева, объединение палат парламента позволит повысить эффективность работы законодательной власти. Он подчеркнул, что это важный вопрос, который нельзя решать поспешно. Реформа должна быть всесторонне обсуждена в гражданском обществе, среди экспертов и в текущем составе парламента. На обсуждение президент предложил выделить год.

«Полагаю, на проведение дискуссии, с учетом неординарного характера реформы, уйдет не менее года, после чего в 2027 году можно было бы провести общенациональный референдум, а затем внести необходимые изменения в Конституцию», — предложил Токаев.

Он добавил, что все ключевые вопросы, определяющие судьбу государства, должны решаться с согласия народа.

Президент также предложил, чтобы однопалатный парламент избирался исключительно по партийным спискам, если реформа будет одобрена.

Тема эта бородатая и уже давно поднималась, написал известный казахстанский политолог Досым Сатпаев:

Например, в феврале 2022 года, после январских событий, я написал статью «Какой парламент нужен Казахстану?», где отмечал необходимость создания однопалатного парламента на основе пропорционально-мажоритарной системы, так как появление двухпалатного парламента в унитарном государстве — это скорее исключение, чем правило.

При этом в Казахстане появление двухпалатного парламента было следствием тех конфликтов, которые были у первого президента с Верховным Советом в начале 90-х годов, где были сторонники создания парламентской республики. Но после референдума о новой Конституции, который прошел в августе 1995 года, мы получили тот парламент, который имеем сейчас, где Сенат долгое время играл роль дополнительного предохранителя власти.

Но нынешнее предложение К.Токаева, скорее всего, не направлено на демократизацию самой парламентской системы, а скорее как подготовка к новому транзиту власти, где спикер однопалатного парламента автоматически повышает свой конституционный статус в списке тех, кто стоит следующим после президента. Это значит что в стране появится ещё одна ключевая должность на которую гипотетически могут претендовать и экс-президенты.

При этом при сохранении авторитарной системы без либерализации выборного законодательства и партийного поля полный контроль над однопалатным парламентом хотят сохранить через управляемую пропорциональную систему, когда депутатов хотят избирать только по партийным спискам.

То есть речь идет о формирование все того же зависимого от президента парламента, где бал правят только провластные партии, чья деятельность будет регулироваться и контролироваться АП. То есть все в стиле «ручного управления».
Но в своей статье я выступал именно против такой схемы. Избрание нижней палаты парламента только по пропорциональной системе будет являться одной из причин низкой легитимности парламента в глазах населения, ибо такой же низкой легитимностью будут обладать и те партии, которые в однопалатный парламент войдут.

При этом наличие закрытого партийного списка, когда избиратель голосует за всю партию, а не за отдельного кандидата от партии, еще больше снижает доверие к самим выборам и к избранным депутатам, которые к тому же сильнее зависят от настроения руководства партии, чем учитывают настроение электората.

Но это будет дорога в тупик, так как одна из причин январских событий состояла в том, что накапливающиеся протестные настроения в стране долгое время не имели выхода через легально действующие электоральные, в том числе оппозиционные, партии, в то время как партии-зомби априори не могут играть такую роль. В результате возник эффект парового котла, который взорвался по причине наличия закрученных гаек и отсутствия выхода для этого социального пара.

Более того, существование пропорциональной системы в условиях наличия непопулярных и неэлекторальных партий явно ограничивает избирательное право многих граждан, которые готовы и хотят голосовать за конкретных кандидатов, не связанных ни с одной из политических партий и представляющих одномандатные избирательные округа от областей, городов республиканского значения и столицы.

Поделитесь новостью