О ситуации с перебоями при оплате с помощью QR-кодов, рассказали в Национальном банке Кыргызстана.
В целях повышения доступности безналичных платежей для населения и популяризации цифровых банковских услуг Национальным банком Кыргызской Республики особое внимание уделяется мероприятиям по надзору за коммерческими банками и иными юридическими лицами, предоставляющими банковские услуги, в том числе в части защиты прав потребителей.
В связи с последними событиями, связанными с перебоями при оплате посредством QR-кодов, Национальный банк Кыргызской Республики предписал основным участникам платежных систем пересмотреть технические возможности и оптимизировать бизнес-процессы в целях обеспечения бесперебойного оказания услуг потребителям.
При этом необходимо отметить, что QR-код удобен и широко распространен как способ приема платежей, при этом он не должен рассматриваться как единственный инструмент расчетов. В случае технического сбоя (например, проблемы со связью, отсутствие интернета, неисправность сканера у клиента или некорректная генерация кода) у получателя платежа должна быть предусмотрена альтернатива по приему оплаты за товары и услуги. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики банки и платежные организации также обязаны обеспечивать бесперебойную работу своих систем, необходимых для осуществления безналичных расчетов в национальной валюте.
На сегодняшний день внедрение безналичных платежей и расчетов осуществляется ускоренными темпами: к системе ELQR подключены 20 коммерческих банков, 14 платёжных организаций, функционируют 32 мобильных приложения. В Кыргызской Республике обслуживаются более 15 млн расчетных счетов, 9,8 млн банковских карт, 3,5 млн идентифицированных электронных кошельков и 3 млн мобильных приложений агентов. Только за первое полугодие 2025 года через QR-коды проведена рекордная сумма платежей — 274,9 млрд сомов. Это в 19,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (13,8 млрд сомов). Рост обусловлен масштабным внедрением установки QR-кодов в свыше 80,5 тыс. торговых точках по всей республике.
Необходимо отметить, что своевременное и бесперебойное осуществление безналичных платежей и расчетов, в том числе с помощью QR-кода, зависит от ряда факторов, связанных с технологиями и инфраструктурой, в том числе и на стороне самих участников рынка.
Национальный банк рекомендует:
• в случае невозможности проведения оплаты QR-кодом воспользоваться альтернативными способами платежа (банковской картой, NFC, мобильными платежными сервисами, интернет-банкингом, мобильным банкингом, наличными);
• при обнаружении ошибочного списания средств незамедлительно обращаться в обслуживающий банк.