В Пакистане обострилась ситуация с этническими казахами, которые мечтают вернуться на историческую родину. Уже несколько семей из Карачи были депортированы в Афганистан, а оставшиеся кандасы живут в страхе и безысходности. За пять лет они так и не получили внятного ответа от казахстанского посольства и МИД. СМИ поговорили с этническим казахом из Карачи Хамидим Уллахом Жорабаем. Как он оказался в Пакистане и почему не может вернуться на родину — в материале Orda.kz.
Как рассказал Хамид Жорабай, люди неделями находятся фактически под домашним арестом. Не могут выйти на улицу и лишены возможности работать. Дети голодают и болеют.
«Казахи в Карачи уже 20 дней заперты дома. Жить стало крайне тяжело. Мы не получили никакого ответа от правительства Казахстана. Состояние детей очень тяжёлое. За последние дни 30 человек выслали из страны. Мы решили сами сдаться пакистанской полиции. Лучше пусть депортируют. Спасибо МИД Казахстана и господину послу за то, что много нам помогли. Думаю, теперь наши дети перестали считать себя казахами».говорит кандас.
Пока Хамид обивал пороги посольства, несколько семей уже депортировали в Афганистан. Его очередные обращения в дипмиссию результата не дали. Казахи, ждущие вестей из Астаны, получают лишь пустые обещания.
Хамид также рассказал, что ещё в августе им дали срок до конца месяца, чтобы покинуть страну, иначе грозили арестом и депортацией.
«Я сообщил об этом в посольство и МИД. Там пообещали: вас никто не тронет, через 10–15 дней отправим в Казахстан, а пакистанскую полицию убедим не трогать. Но полиция всё равно задерживает и высылает»,говорит он.
На прошлой неделе пятерых казахских семей арестовали и выдворили в Афганистан.
«Несколько дней назад это снова повторилось. Арестовали мужчину с четырьмя-пятью детьми и 15-летнего подростка. Я снова обратился в посольство, МИД, Всемирную ассоциацию казахов. Написал письма. Но ответа так и не получил. Пока ждал, их уже переправили в Афганистан».
Тем временем в Пакистане остаются ещё 33 казахские семьи. Все он живут в крайне тяжёлых условиях.
«Дети голодают, болеют, — говорит Хамид. — Взрослые не могут выйти на работу, даже на улицу. А от тех 30 человек, которых уже депортировали, нет никаких вестей. Не знаю, дали им телефоны или нет, но с тех пор никто из них не написал, что живы и здоровы».
Особенно непонятным для соотечественников остаётся то, что МИД обещал отправить письма и договориться с пакистанской стороной, но никаких результатов до сих пор нет.
«Мы дважды сдавали ДНК-тесты. Результаты подтвердили: мы — казахи. Сотрудники посольства приезжали к нам домой, видели всё сами. Что ещё нужно?»возмущается Хамид.
Соотечественники хотят лишь одного — чтобы им позволили легально остаться в Пакистане, пока их не вернут на историческую родину.