Ранним сентябрьским утром у входа в мечеть Жавель в самом сердце Парижа была обнаружена свиная голова, залитая кровью. На ней синими чернилами было написано имя: Макрон, сообщает Аль-Джазира.
Расположенная в паре километров (около мили) от Эйфелевой башни мечеть является местом поклонения разнообразной общины мусульман с ливанскими, алжирскими, иранскими и другими корнями, которая уже давно мирно сосуществует с соседями в зеленом районе французской столицы.
«Это первый случай, когда с нами произошло что-то подобное», — рассказал настоятель мечети Наджат Бенали телеканалу Al Jazeera English.
В тот вторник, 9 сентября, верующие, направлявшиеся на утреннюю молитву, обнаружили акт осквернения. Мусульманам запрещено есть свинину, и они считают свиней нечистыми.
Верующие позвали Бенали, и он поспешил на место.
«Они были в состоянии шока», — рассказал Бенали. Когда происходит что-то подобное, «естественно, осматриваешься вокруг».
Когда прибыла полиция, Бенали узнал, что мечеть Джавел была не единственной, подвергшейся нападению.
В общей сложности девять отрубленных свиных голов были разбросаны по порогам мечетей в Париже и его пригородах. Французские власти расследуют это как акт иностранного вмешательства.
«Нельзя не провести параллели с предыдущими действиями, которые, как было доказано, являются актами иностранного вмешательства», — заявил на пресс-конференции префект полиции Парижа Лоран Нуньес.
По данным парижской прокуратуры, вечером в понедельник, 8 сентября, двое мужчин на автомобиле с сербскими номерными знаками подъехали к фермеру в северном регионе Нормандии, чтобы купить «около 10» свиных голов.
Позже записи с камер видеонаблюдения показали, как они прибыли в парижский район Оберкампф. Выложив свиные головы перед девятью мечетями, автомобиль пересёк французско-бельгийскую границу ранним утром во вторник.
«Свиные головы, оставленные перед мечетями в парижском регионе, были размещены там иностранными гражданами, которые немедленно покинули страну с явным намерением вызвать беспорядки в стране», — говорится в заявлении парижской прокуратуры, переданном телеканалу Al Jazeera.
«Цель — расстроить наших сограждан, в конечном итоге поднять вопросы о стране, в которой мы живем, об их безопасности, а затем, конечно же, посеять разногласия между общинами», — заявила прокурор Парижа Лора Бекко.
«Мне больно»
В мечети «Ислах» в Монтрее, восточном пригороде Парижа, Хайдер Рассул показал на своем телефоне запись с камер видеонаблюдения.
На видео видно, как мужчина в толстовке кладет голову свиньи слева от входа в мечеть, а затем фотографирует предполагаемое преступление.
«Сначала мы очень встревожились», — рассказал Расул телеканалу «Аль-Джазира». «Это спокойный район, мы хорошо ладим с соседями. Когда мы узнали, что наша мечеть — не единственная, подвергшаяся нападению, мы не то чтобы успокоились, но, по крайней мере, поняли, что это не акт личной мести».
Тем не менее, эти инциденты произошли в тот момент, когда во Франции растет число преступлений на почве ненависти против мусульман.
За первые пять месяцев 2025 года во Франции было зарегистрировано 145 исламофобских актов, что на 75% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Среди недавних актов – попытки поджога, угрозы и даже убийства, например, убийство малийца Абубакара Сиссе в мае .
Результаты нового опроса IFOP, полученные французской газетой Liberation, показывают, что двое из трех французских мусульман заявляют, что за последние пять лет они стали жертвами расистского поведения.
«Как человек с отцом-мусульманином, я считаю, что это было просто ужасно, это причиняет мне боль», — рассказала телеканалу Al Jazeera французская активистка по борьбе с расизмом Сафия Аит Уараби. «Как и все остальные, я переживаю. Мне нужно успокоить моих младших сестёр или кузин, которые спрашивают меня, не случится ли с ними чего-нибудь. В школе я встречаю молодых женщин в платках, которые боятся нападений. Честно говоря, это очень тяжело».
Рим-Сара Алуан, правовед и исследователь в области прав человека из Университета Тулузы Капитолия, отметила, что иностранные субъекты извлекают выгоду из «уже существующих ран во французском обществе».
«Дело в том, что им даже не нужно создавать раскол или хаос; они уже есть, — сказал Алуан. — Им нужно только воспользоваться этим. Это превращает преступление на почве ненависти в оружие геополитического подрыва».
С конца 2023 года прокуратура выявила девять случаев иностранного вмешательства во французской столице, часто, но не всегда, с намерением разжигать религиозную ненависть.
В мае 2024 года парижский Мемориал Холокоста был изрисован красными отпечатками ладоней. В том же месяце в городе Антиб на юге Франции были арестованы трое сербов в связи с нанесением отпечатков на три синагоги, ресторан и Мемориал Холокоста.
Вернувшись в мечеть Джавел, Бенали заявил, что нельзя дестабилизировать общины актами вандализма.
Сразу после обнаружения свиных голов с ней связались другие религиозные лидеры Парижа.
«[Они говорили]: „Если напасть на одного мусульманина, это будет означать, что напали на всех нас“… Они хотели дестабилизировать нас, натравливая друг на друга. Что ж, они ошибались».