«Вместо признания ошибок снова «люди — ленивые»». В Казахстане хотят пересмотреть предоставление соцпомощи бедным

Автор -

    Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обвинил правительство в многолетнем поощрении «социального иждивенчества». Кабинет министров приступил к пересмотру правил предоставления адресной помощи — выплат для граждан с низкими доходами. Учитывать предлагают не доходы, а расходы, банковские кредиты и даже суммы на депозитах. Что именно планируется и как реагируют на инициативу? Об этом пишет Азаттык-Азия.

    НАРРАТИВ О «РАЗДУТЫХ ЛЬГОТАХ»

    «Зачем работать, когда можно получать выплаты, в том числе адресную социальную помощь, чуть ли не на каждого члена семьи? Другими словами, вместо рациональных решений в социальной сфере правительство на протяжении как минимум 15 лет по сути занималось поощрением социального иждивенчества и социального мошенничества», — сказал Токаев в этом месяце в парламенте во время ежегодного послания народу. Объектом этой критики были получатели  и механизм ее выдачи.

    По мнению Токаева, эти льготы «искусственно раздуты» и «отвлекают средства от реального развития, а именно от строительства школ, больниц, транспортной инфраструктуры и многого другого».

    Диспропорции между доходами и расходами казахстанской казны — благодатная тема для экономических обсуждений. В нефтедобывающей стране в прошлом году доходы бюджета составили 13,5 триллиона тенге (почти 25 миллиардов долларов по сегодняшнему курсу), расходы были почти вдвое больше — 24 триллиона (44,3 миллиарда долларов). Чтобы покрыть дефицит, правительство в очередной раз залезло в Национальный фонд, который аккумулирует средства от продажи ресурсов и был создан для накопления средств будущим поколениям. В 2024-м из него изъяли рекордную сумму 6,3 триллиона тенге (11,6 миллиарда долларов), что почти вдвое больше объема поступлений (они составили 3,8 триллиона тенге или около 7 миллиарда долларов).

    В условиях растущего дефицита бюджета правительство, очевидно, задумалось о пересмотре расходной части. И обратило взор на социальную сферу. Каждый четвертый тенге, потраченный государством в минувшем году, ушел на социалку (всего на эти цели выделили 5,5 триллиона тенге или около 10 миллиардов долларов).

    Сокращать номинальные пенсии и стипендии — шаг непопулярный, да и вряд ли возможный. В качестве одной из мер экономии власти решили заморозить минимальную зарплату на отметке 85 тысяч тенге (157 долларов, она действует с 2024 года). Министр финансов Казахстана Мади Такиев объяснил решение «текущей экономической ситуацией».

    Теперь, после президентского послания, на очереди пересмотр правил выдачи АСП.

    В текущем году на эти выплаты в бюджете предусмотрели более 110 миллиардов тенге (около 203 миллионов долларов). По состоянию на 1 августа 2025 года АСП, по данным правительства, получали более 260 тысяч человек (около 1 процента населения), или 48 тысяч семей.

    Механизм выдачи АСП за последние несколько лет корректировался не раз. В феврале 2019 года, после ночного пожара во времянке в Астане, в котором погибли пять малолетних сестер, оставшихся без присмотра родителей, в стране вспыхнули протесты матерей, которые потребовали улучшить социальную поддержку. На фоне митингов правительство пошло на уступки. За полгода число получателей АСП выросло с 77 тысяч до полутора миллиона человек.

    Вскоре государство взялось за подсчет.

    «Всё больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения соцпомощи», — заявлял Токаев шесть лет назад, призвав скорректировать выделение адресной социальной помощи — с тем, чтобы «она стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни».

    По следам этого выступления в 2020 году ввели так называемую безусловную и обусловленную АСП. Первая предназначена для семей с людьми с ограниченными возможностями, которые не могут работать.

    Для других бедных помощь обусловленная — то есть трудоспособные члены семей, претендующие на выплату, должны зарегистрироваться на бирже труда и пойти работать по предлагаемым вакансиям или осваивать новые профессии. В случае отказа семья лишается выплат.

    ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

    Сейчас государство вновь стремится изменить правила. В начале сентября министерство труда и социальной защиты населения вынесло на общественное обсуждение консультативный документ, в котором предлагается пересмотреть порядок назначения АСП. Объяснение: помощь оказывается «недостаточно адресно в связи с неучетом в полной мере реальных доходов и расходов граждан».

    Ведомство указало, что в механизме оказания АСП есть «слабые места»: данные из государственных баз учитываются не в полном объеме, нет автоматизированного обмена информацией между госорганами, и это приводит к ошибкам в определении нуждаемости — отказам или необоснованном назначении.

    Министерство отметило, что в отдельных случаях семьи умышленно занижали доходы или оформляли имущество на других ради получения социальной помощи. Согласно этим данным, в прошлом году недостоверные сведения предоставили 3 131 семей, 420 семей скрыли доходы, почти шесть тысяч отказались от проведения обследования материального положения (в общем, это около 4 процентов всех получателей).

    Правительство предлагает теперь учитывать не только доходы, но и расходы, а также наличие кредитов и депозитов.

    По проекту, казахстанцам откажут в АСП, если их платежи за один квартал по кредитам (за исключением ипотеки) вдвое выше прожиточного минимума.

    Министр труда Светлана Жакупова, комментируя эти предложения в кулуарах мажилиса, привела расчеты на примере семьи из трех человек: если кредит свыше трех миллионов тенге, то ежемесячный платеж может составить 300 тысяч, что «превышает черту бедности».

    «Соответственно, данная семья не получит АСП. Справедливо? Я считаю, справедливо, — сказала Жакупова. — Логика по кредитам проста: невозможно брать кредит и закрывать его адресной социальной помощью».

    Кроме того, министерство выступает за мониторинг расходных операций по банковским счетам. Если семья-претендент тратит в месяц сумму сверх черты бедности на каждого члена, то выплаты ей тоже положены не будут.

    Учитывать собираются и депозиты: если вклад превышает 200 месячных расчетных показателей (сейчас это 782 тысячи тенге или около 1450 долларов), то АСП платить не станут. В расчет не будет приниматься накопительный депозит на покупку жилья.

    При этом власти ожидают, что новый механизм, если он будет одобрен, может повлечь негативную реакцию со стороны получивших банковские займы и микрокредиты, снизить мотивацию к накоплениям. Возможно, претенденты на АСП будут намеренно избегать сбережения денег, чтобы не потерять право на пособие, а граждане в целом могут перейти на наличные средства, отмечают в правительстве.

    Министерство планирует принимать во внимание и наличие машин. Если у семьи больше двух авто, то ее, по планам, будут отсекать от помощи. Исключения сделают для многодетных и семей, где есть дети с ограничениями здоровья: им можно будет иметь один или два автомобиля.

    Ведомство в своем документе ссылается на опыт других стран — Италии, Германии, Канады, Австралии, — где социальную помощь назначают с учетом доходов, недвижимости, всех активов, кредитных обязательств.

    Документ находится на обсуждении до 24 сентября.

    ЧТО ДУМАЮТ В ПАРЛАМЕНТЕ И ЭКСПЕРТНОМ СООБЩЕСТВЕ?

    Предложения Минтруда еще не поступили в парламент, но уже находят поддержку в депутатской среде.

    — Пересмотр правил предоставления адресной социальной помощи — веление времени. Ведь многие получают её, используя коллизии в различных законах: например, идут на фиктивные разводы, скрывают официальные доходы при трудоустройстве. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть эффективность расходования государственных средств, — считает депутат сената Наурызбай Байкадамов.

    — У нас были недостатки в сфере социальной помощи, были возможны различные манипуляции, поэтому необходимо регулировать эту сферу. Правительство ищет способы её регулирования, — говорит сенатор Марат Кожаев.

    В экономических кругах эту точку зрения разделяют, но с оговорками. Экономист Максат Халык считает, что для обсуждения механизмов социальной помощи нужно провести широкую дискуссию, чтобы не оставить за бортом господдержки по-настоящему нуждающихся.

    — Число социальных льгот действительно увеличилось. Надо пересмотреть формат и создать условия, чтобы выплаты дошли до тех, кому они на самом деле нужны, — отмечает Халык.

    Эксперт по налоговой политике Гульнур Шолпанкулова опасается, что ориентир на кредитную историю и долги претендующих на соцпомощь может ударить по многим уязвимым слоям. По ее наблюдениям, у большинства казахстанцев низкий уровень финансовой грамотности, они не умеют планировать бюджет и рассчитывать свои траты, залезают в долги.

    — Люди у нас могут взять кредиты в нескольких местах за один день, не задумываясь. Часто они не думают о том, как будут возвращать, и потом не могут обслуживать кредит. Есть люди, которые берут кредиты по просьбе родственников или знакомых. Эти факторы следует учитывать, — рассуждает Шолпанкулова. — Правительство пытается сократить расходы, пересматривает пособия, стремясь максимально сэкономить. Но ему нужно думать и том, чтобы при сокращениях расходов не ухудшить положение социально уязвимых групп.

    Шолпанкулова отмечает, что бедные казахстанцы и так остро ощущают разгон инфляции. По официальным данным, в августе она составила более 12 процентов в годовом выражении. Грядущая налоговая реформа и повышение налога на добавочную стоимость в следующем году, по прогнозам, способны подтолкнуть вверх цены на товары и услуги. В таких условиях говорить о социальном иждивенчестве в Казахстане не приходится, продолжает она. Размеры выплат, как правило, мизерны, на эти деньги едва можно выжить.

    — Поддержка социально незащищенных групп есть не только у нас, но и во всем мире, и она должна быть. 55-60 тысяч тенге — не большие деньги. Если в семье шесть человек, то этих денег не хватит и на еду. Не думаю, что люди, получающие 60 тысяч тенге, являются идживенцами. Это всего лишь помощь, — считает эксперт по налоговой политике.

    — Возможно, в Европе есть иждивенческие настроения, где платят по 700 долларов и человек может сидеть дома, если нет желания усердно трудиться и зарабатывать больше. А у нас пособия в 10 раз меньше, — отмечает Халык.

    Исследователь социологического центра Paperlab Дарина Жунусова убеждена, что обвинять казахстанцев в иждивенчестве несправедливо и неверно. В условиях неустойчивой занятости — официальная безработица в стране ниже пяти процентов, но каждый пятый трудоспособный гражданин отнесен к так называемым самозанятым — поиск обходных путей для получения выплат становится стратегией выживания, отмечает она.

    «Токаев выступает так, как будто льготы сами по себе плохая идея. Наоборот, социальная поддержка — это необходимый инструмент для уязвимых групп. Проблема в том, что они были некорректно спроектированы, без учёта поведенческих последствий, без механизмов контроля и без понимания того, как реально живут люди (surprise!). Опасный-опасный нарратив: вместо признания ошибок дизайна политики у нас снова люди “ленивые”. Такой поворот оставляет общество без доверия к социальным институтам и в очередной раз переводит разговор с качества управления на моральные характеристики граждан», — пишет Жунусова.

    Поделитесь новостью