Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в интервью агентству «Кабар», посвященном пятилетию октябрьских событий 2020 года, рассказал о переговорах с Сооронбаем Жээнбековым:
Сооронбай Шарипович объявился 8 октября.
Утром 6 октября группы молодых ребят направлялись в сторону Байтика. Я спросил, что случилось. Мне ответили: «Сооронбай Шарипович находится в одном из домов в том районе, мы хотим задержать и привезти на площадь для наказания». Они были вооружены. Я подумал, что это оружие, которое осталось с 2010 года.
У них на руках также были списки чиновников, прежних или нынешних. Всех хотели привезти на площадь. Я обратился к ним, переубедил, что так нельзя делать, в этом нет необходимости.
Был хаос.
Они мне сказали: «Ты не успел прийти к власти, а уже поддерживаешь коррупционеров». Я ответил, что все будут отвечать по закону. Они спросили, смогу ли я наказать. Я ответил, что смогу. («Кустура аласыңбы?» дешет. Ооба «кустурам» дейм»).
Слово «кустурузация» осталось с того времени.
Они спросили: «Проведешь люстрацию?» Я ответил утвердительно. Они спросили: «Задержишь?» Я ответил, что да.
В общем, что бы не говорили, я соглашался. Но попросил: «Только одна просьба — кровь не должна пролиться. Если вы прольете кровь, я откажусь от лидерства».
Потому что мировое сообщество воспримет нас как дикий народ. Соседние страны закроют границы. Я сказал, что мы не сможем надолго прийти в себя, со мной никто не будет считаться.
Если бы пролилось хоть немного крови, то реализовались бы чьи-то желания, «что никто не будет считаться, не будет устанавливать отношения, к нам никто не придет».
Представьте, я вышел из тюрьмы и пришел к власти, и начнут проливать кровь бывших чиновников, то мировые СМИ показали бы меня кровопролитным лидером. Никто бы не поверил, что народ сам это сделал, так как за 30 лет уже устал от деятельности чиновников-воров.
Таким образом, это было 8 или 9 октября, мы впервые встретились с Сооронбаем Шариповичем в резиденции. Конечно, переговоры шли очень тяжело.
После 5-6 дней переговоров он согласился и подал в отставку.