Зачем Ташкент зовёт заграничных звёзд и как на этом пиарятся родственники Мирзиёева

Автор -

    Узбекистан прилагает усилия для улучшения имиджа на мировой арене, в том числе приглашая зарубежных селебрити. Расходы на приём гостей остаются за кадром пышных мероприятий, на многих из которых присутствуют взрослые дети президента. Азаттык Азия обратил внимание на особенности странового пиара.

    Все гости к нам: от супермодели до президента ФИФА

    Фраза «Узбекистан открывается миру», прозвучавшая когда-то из уст пришедшего к власти девять лет назад Шавката Мирзиёева, стала в последние годы в Ташкенте модной. В гости в самую густонаселённую центральноазиатскую страну всё чаще приезжают звезды с Запада — и Ташкент научился использовать эти визиты в пиар-целях.

    В начале сентября в Ташкенте побывал президент Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино. На своей странице в социальных сетях он похвалил страну и высоко оценил реформы и достижения узбекского футбола. 8 сентября президент Шавкат Мирзиёев принял Инфантино и наградил его орденом «Дустлик» («Дружба»).

    В августе концерт американской певицы и актрисы Дженнифер Лопес в Ташкенте широко освещался местной прессой как крупное культурное событие, гостье вручили традиционный узбекский халат и расписной ляган (блюдо) с её портретом.

    В 2024 году Мэй Маск, мать американского бизнесмена и основателя SpaceX Илона Маска, посетила Узбекистан и выступила с речью в выставочном центре Central Asian Expo.

    В мае того же года визит в страну нанёс известный британский фотограф Питер Сандерс. Он путешествовал по Узбекистану и принял участие в проектах, посвящённых исламскому наследию.

    Основатель Telegram Павел Дуров также побывал в Узбекистане и высоко оценил процессы модернизации страны.

    Британская супермодель Наоми Кэмпбелл посетила конференцию «Креативная экономика — 2024» и тоже похвалила Узбекистан.

    В этом году итальянский тенор Андреа Бочелли выступил на праздновании Дня независимости Узбекистана на площади Регистан в Самарканде. Почётными гостями концерта стали дочери президента Мирзиёева.

    Младшая дочь президента Узбекистана Шахноза Мирзиёева (первая справа) с дочерьми на концерте Андреа Бочелли. Самарканд, 1 сентября 2025 года

    Младшая дочь президента Узбекистана Шахноза Мирзиёева (первая справа) с дочерьми на концерте Андреа Бочелли. Самарканд, 1 сентября 2025 года

    В прошлом году в соцсетях появились видеоролики, на которых видно, как чеченского лидера Рамзана Кадырова приветствуют и сопровождают два зятя президента во время его визита в Узбекистан в мае 2024 года, что вызвало вопросы о личных связях родственника Мирзиёева с одиозным руководителем северокавказской республики.

    Биеннале Саиды на смену выступлениям Гульнары?

    Практику приглашений высоких гостей из-за рубежа в Узбекистан ввела в своё время Гульнара Каримова, дочь ныне покойного первого президента Ислама Каримова. Известная под сценическим псевдонимом Гугуша, она привозила в страну французского актёра Жерара Депардье, британского музыканта Стинга, итальянского певца Эроса Рамазотти.

    Сейчас Каримова в тюрьме по обвинениям в организации преступного сообщества, вымогательстве, хищениях. Но заложенную ею практику продолжают родственники нынешнего президента.

    Гульнара Каримова с турецким актёром Халитом Эргенчем, который посетил Узбекистан в качестве почётного гостя фестиваля моды Style.uz в Ташкенте, 8 октября 2012 года

    Гульнара Каримова с турецким актёром Халитом Эргенчем, который посетил Узбекистан в качестве почётного гостя фестиваля моды Style.uz в Ташкенте, 8 октября 2012 года

    Состоявшуюся в начале сентября в Бухаре Биеннале современного и прикладного искусства в официальной прессе освещали скорее как инициативу главы администрации президента Саиды Мирзиёевой, старшей дочери Шавката Мирзиёева, а не как дань уважения к богатому культурному наследию исторического города.

    Надежда Атаева, глава базирующейся во Франции ассоциации «Права человека в Центральной Азии», отмечает, что родственники президента превращают своё присутствие на официальных мероприятиях в «инструмент личного пиара и укрепления семейного влияния».

    «Президент Мирзиёев позволяет своим дочерям, зятьям, родственникам их семей использовать государственные ресурсы в собственных интересах. Подобная практика выходит за рамки демократических стандартов и подрывает доверие как внутри общества, так и на международной арене. В демократических странах организация мероприятий, финансируемых из бюджета, находятся исключительно в ведении государственных институтов, а не членов семьи главы государства. Однако в Узбекистане наблюдается обратная тенденция. Старшая дочь президента возглавила аппарат президента, что является ярким примером непотизма. Ещё один показатель — проведение выставки современного искусства Биеннале в Бухаре, которое преподносится как инициатива Саиды Мирзиёевой, в то время как роль министерства культуры фактически сведена к обслуживающим функциям. Аналогичным образом Саида Мирзиёева позиционировалась во время представления выставки в Лувре во Франции. Использование государственных институтов и бюджетных средств в интересах семьи президента противоречит принципам прозрачности, равенства и подотчётности власти обществу», — говорит Атаева.

    Правозащитница подчёркивает, что общественности не предоставляется точная информация о том, сколько денег было потрачено на визиты или концерты — неважно из государственной казны или от спонсоров.

    По информации источника Озодлика, Узбекской редакции Радио Свобода, в правительстве Узбекистана, долгосрочные планы по приглашению в страну влиятельных иностранцев и проведению международных мероприятий были разработаны в 2018 году и инициированы Саидой Мирзиёевой.

    Младший зять президента Узбекистана Отабек Умаров (слева) с основателем мессенджера Telegram Павлом Дуровым. Ташкент, 27 июня 2024 года

    Младший зять президента Узбекистана Отабек Умаров (слева) с основателем мессенджера Telegram Павлом Дуровым. Ташкент, 27 июня 2024 года

    По сообщениям, расходы на визиты высокопоставленных гостей, приезжающих в качестве инвесторов, или на другие мероприятия покрываются различными министерствами или другими ведомствами. Однако у Озодлика нет документов, подтверждающих эту информацию.

    Надежда Атаева считает, что процесс расходования государственных средств на приём иностранных гостей, проведение культурных и спортивных мероприятий должен быть прозрачным и подконтрольным обществу.

    «Средства бюджета формируются за счёт налогоплательщиков. Поэтому граждане имеют право знать, как они используются. Публикация финансовых отчётов — это не только способ обеспечить доверие общества, но это ещё позволяет избегать риски, связанные с коррупцией и нецелевым использованием средств. Прозрачность и подотчётность власти — это не только формальность, это часть международных обязательств государства по обеспечению прав граждан на доступ к информации и участия в управлении делами страны», — говорит правозащитница.

    Визиты политиков

    Если приезды звёзд вызывают закономерные вопросы, то визиты влиятельных политических деятелей и руководителей международных организаций, без сомнений, работают на повышение авторитета Узбекистана, отмечают эксперты.

    Президент Шавкат Мирзиёев и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (вторая справа). Саммит Европейский союз — Центральная Азия. Самарканд, 3 апреля 2025 года

    Президент Шавкат Мирзиёев и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (вторая справа). Саммит Европейский союз — Центральная Азия. Самарканд, 3 апреля 2025 года

    Такие посещения демонстрируют открытость страны и её готовность к диалогу во внешней политике, способствуют расширению экономического сотрудничества и инвестиционных возможностей. В то же время могут быть определены направления сотрудничества в стратегических областях, а также могут быть укреплены региональная безопасность и торговые связи.

    Недавно в стране побывал Паоло Замполли, специальный представитель США по глобальному партнёрству, который провёл переговоры с руководством правительства о возможностях для бизнеса. Страну также посетили ряд высокопоставленных чиновников Евросоюза, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, делегации крупных китайских корпораций. Самарканд стал местом проведения ряда международных встреч.

    «Каждый президент стремится отметить свой срок достижениями и нововведениями. Под руководством Шавката Мирзиёева была проведена либерализация экономики, оказана поддержка предпринимательству, привлечены инвестиции, открыта внешняя политика, укреплены отношения с соседними и развитыми странами. Самое главное, в отличие от прежнего авторитарного и закрытого режима, Узбекистан открылся миру, и внутриполитическая обстановка в определённой степени смягчилась. Поэтому международное сообщество более благосклонно относится к сегодняшней политике руководства Узбекистана и менее жёстко критикует её. Естественно, есть и недостатки: среди них — отсутствие политической оппозиции и то, что члены семьи занимают государственные должности. Однако усилия по поддержанию дружеских отношений со всеми во внешней политике в определённой степени смягчают эти недостатки», — говорит юрист и аналитик из Кыргызстана Эржан Кайыпов.

    Soft power по-узбекски?

    Эксперты также сравнивают этот процесс в Узбекистане с политикой «мягкой силы» некоторых стран мира. К примеру, Катар потратил миллиарды долларов на проведение чемпионата мира по футболу 2022 года, а Саудовская Аравия пыталась создать себе имидж с помощью концертов звёзд и гонок «Формулы-1».

    Однако аналитики также отмечают, что разница велика: Катар и Саудовская Аравия обладают солидными экономическими ресурсами. Тот факт, что Узбекистан, будучи страной, переживающей экономические трудности и всё ещё развивающейся, тратит огромные деньги на звёзд, не раскрывая информацию о расходах, даже если эти деньги поступают от спонсоров, вызывает вопросы у общественности.

    «Международный имидж государства невозможно создать без последовательного соблюдения прав человека внутри страны. В Узбекистане сохраняется серьёзное противоречие между официальной риторикой и реальной практикой, — комментирует Надежда Атаева. — На международном форуме по правам человека в Самарканде (он прошёл 13–14 июня 2024 года. — Ред.) среди приглашённых было много экспертов международного права, коллег из международных правозащитных организаций, но также там присутствовали и узбекские правозащитники, среди которых большинство — лояльные к властям Узбекистана. В то же время независимые правозащитники и бывшие политические заключённые в эти дни подвергались жёсткому контролю спецслужб. Мы регулярно получаем сообщения о том, что в дни проведения таких мероприятий им фактически не разрешается выходить из дома. Подобная практика применялась и в дни визита Верховного комиссара ООН по правам человека. Этот визит был в Узбекистан года два назад. И тогда многих просто задерживали прямо у подъезда».

    Правозащитница отмечает, что несмотря на публичные заявления чиновников о том, что страна открывается миру, она остаётся политически закрытой. Freedom House относит Узбекистан к числу «несвободных» государств. В Узбекистане нет влиятельных оппозиционных сил. В рейтинге свободы прессы «Репортёров без границ» страна занимает 148-е место из 180 возможных.

    «Несмотря на заявления узбекских властей об открытости новой политики при правлении Шавката Мирзиёева, и последние девять лет, и вообще на протяжении 20 лет страна препятствует аккредитации международных правозащитных организаций, таких как Human Rights Watch, а также независимых СМИ, включая Радио Озодлик. Международное сотрудничество и проведение международных форумов не могут подменить реальное обеспечение фундаментальных прав человека и свобод граждан. Только при условии уважения к независимым правозащитникам и свободным СМИ Узбекистан сможет воспользоваться шансом сформировать подлинно позитивный международный имидж», — резюмирует правозащитница Надежда Атаева.

    Поделитесь новостью