Таинственный владелец «мошеннической империи» обвиняется в краже криптовалюты на сумму 14 млрд долларов

Автор -

Чэнь Чжи, которому всего 37 лет, обвиняется в том, что он «стал вдохновителем обширной империи кибермошенничества… преступного предприятия, построенного на человеческих страданиях». Об этом пишет Би-би-си.

С его жиденькой козлиной бородкой и детскими чертами лица он выглядит ещё моложе своих лет. Он, безусловно, очень быстро разбогател.

На прошлой неделе Министерство юстиции США предъявило ему обвинение в организации мошеннических схем в Камбодже, которые похитили миллиарды долларов в криптовалюте у жертв по всему миру. Министерство финансов США конфисковало биткоины на сумму более 14 млрд долларов (10,5 млрд фунтов стерлингов), которые, по его словам, связаны с ним. По заявлению Министерства, это крупнейшее изъятие криптовалюты в истории.

Его собственная компания, Cambodian Prince Group, описывает его на своём сайте как «уважаемого предпринимателя и известного филантропа», чьё «видение и лидерские качества превратили Prince Group в ведущую бизнес-группу в Камбодже, придерживающуюся международных стандартов». BBC обратилась в Prince Group за комментариями.

Итак, что же мы знаем о Чэнь Чжи, загадочной фигуре, предположительно управляющей мошеннической империей?

Поразительный рост

Выросший в провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая, он начинал с небольшой и, по-видимому, не очень успешной компании по интернет-играм, а в конце 2010 или 2011 года переехал в Камбоджу, где начал работать в процветающем в то время секторе недвижимости.

Его приезд совпал с началом спекулятивного бума на рынке недвижимости в Камбодже. Он был обусловлен доступностью больших участков земли, экспроприированных влиятельными политическими деятелями, и притоком китайского капитала.

Часть этих средств поступила в рамках реализации инициативы Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» по экспорту китайской инфраструктуры, а часть — от отдельных китайских инвесторов, ищущих более доступные альтернативы перегретому рынку недвижимости Китая. Число китайских туристов, посещающих Камбоджу, также быстро росло.

Очертания столицы Пномпеня кардинально изменились. Характерный городской пейзаж с невысокими французскими колониальными особняками горчичного цвета преобразился в очередной азиатский лес высоток из стекла и стали.

Преображение Сиануквиля, некогда тихого приморского курорта, было ещё более радикальным. Туда устремились не только китайские отдыхающие и спекулянты недвижимостью, но и игроки, поскольку азартные игры в Китае запрещены.

Появились новые казино, роскошные отели и многоквартирные дома. Можно было заработать кучу денег.

Несмотря на это, траектория Чэнь Чжи была поразительной.

В 2014 году он стал гражданином Камбоджи, отказавшись от китайского гражданства. Это позволило ему купить землю на своё имя, но потребовало минимальных инвестиций или пожертвования правительству в размере 250 000 долларов США.

Откуда у Чэнь Чжи взялись деньги, так и не было ясно. В 2019 году, подавая заявку на открытие банковского счёта на острове Мэн, он указал в качестве получателя неназванного дядю, который, по его словам, дал ему 2 миллиона долларов на открытие его первой компании по недвижимости в 2011 году, но никаких доказательств этому предоставлено не было.

Чэнь Чжи основал Prince Group в 2015 году, когда ему было всего 27 лет, и занимался развитием недвижимости.

В 2018 году он получил лицензию на осуществление коммерческой банковской деятельности, чтобы открыть Prince Bank. В том же году он получил кипрский паспорт в обмен на минимальные инвестиции в размере 2,5 млн долларов, что открыло ему лёгкий доступ в Европейский Союз. Позже он также получил гражданство Вануату.

Он основал третью авиакомпанию Камбоджи, а в 2020 году получил сертификат на управление четвёртой. В Пномпене появились роскошные торговые центры, построенные подразделением Prince Property, пятизвёздочные отели в Сиануквиле и амбициозный проект по строительству «экогорода» стоимостью 16 миллиардов долларов под названием «Залив огней».

В 2020 году Чэнь Чжи был удостоен высшего титула, дарованного королем Камбоджи, — титула «Ник Окнха», для получения которого необходимо пожертвовать правительству не менее 500 000 долларов США.

С 2017 года он уже был официальным советником министра внутренних дел Сар Кхенга, был деловым партнером его сына Сар Сокхи и официальным советником самого влиятельного человека в Камбодже Хун Сена, а позднее и его сына Хуна Манета после того, как он стал преемником отца на посту премьер-министра в 2023 году.

В местных СМИ Чэнь Чжи превозносили как филантропа, который финансировал стипендии для студентов из малообеспеченных семей и делал значительные пожертвования, чтобы помочь Камбодже справиться с пандемией COVID-19.

Тем не менее, он оставался загадочной фигурой, избегал всеобщего внимания и делал мало публичных заявлений.

«Все, с кем я общался, кто работал с ним напрямую, был с ним в одной комнате, описывают его как очень вежливого, очень спокойного, очень уравновешенного человека», — говорит Джек Адамович Дэвис, журналист, который провел трехлетнее расследование в отношении Чэнь Чжи, опубликованное Радио Свободная Азия в прошлом году.

«Думаю, было разумно не быть той яркой личностью, о которой пишут в таблоидах. Даже те, кто больше не хочет с ним ассоциироваться, всё ещё впечатлены его тихой харизмой и его весомостью».

Но откуда взялось все это богатство и власть?

«Перечень транснациональных преступлений»

В 2019 году в Сиануквиле лопнул пузырь на рынке недвижимости. Онлайн-гемблинг привлёк внимание китайских преступных синдикатов, которые начали ожесточённую борьбу за сферы влияния. Туристы были отпугнуты.

Под давлением Китая тогдашний премьер-министр Хун Сен запретил онлайн-гемблинг в августе того же года. Около 450 000 китайцев покинули город после краха основного бизнеса. Многие жилые кварталы Prince Group опустели.

Однако Чэнь Чжи продолжал расширять свои деловые интересы и тратить деньги свободно.

По данным британских властей, в 2019 году он приобрёл особняк стоимостью 12 миллионов фунтов стерлингов на севере Лондона и офисное здание стоимостью 95 миллионов фунтов стерлингов в финансовом районе города. В США утверждают, что он и его сообщники приобрели недвижимость в Нью-Йорке, частные самолёты и суперъяхты, а также картину Пикассо.

Они утверждают, что богатство Чэнь Чжи было получено за счет самого прибыльного на сегодняшний день бизнеса в Азии — интернет-мошенничества, а также сопутствующих ему торговли людьми и отмывания денег.

США и Великобритания ввели санкции против 128 компаний, связанных с Чэнь Чжи и Prince Group, а также против 17 человек из семи разных стран, которые, как утверждается, помогали управлять его мошеннической империей. Активы, связанные с Чэнь Чжи в США и Великобритании, были заморожены.

В объявлении о санкциях описывается сложная сеть подставных компаний и криптовалютных кошельков, через которые перемещались деньги с целью сокрытия их происхождения.

В нём говорится: «Транснациональная преступная организация Prince Group получает прибыль от множества транснациональных преступлений, включая сексуальное вымогательство — вид мошенничества, включающий в себя вымогательство материалов сексуального характера, часто от несовершеннолетних, с целью последующего шантажа, — отмывание денег, различные виды мошенничества и рэкета, коррупцию, незаконные азартные игры в Интернете, а также торговлю людьми в промышленных масштабах, пытки и вымогательство в отношении рабов для обеспечения деятельности не менее 10 мошеннических комплексов в Камбодже».

«Империя мошенничества»

Китай также проводил тайное расследование в отношении Prince Group как минимум с 2020 года. Компания была неоднократно обвинена в организации мошеннических схем в Интернете.

Пекинское муниципальное бюро общественной безопасности создало целевую группу для расследования деятельности Prince Group — крупного транснационального синдиката онлайн-гемблинга, базирующегося в Камбодже.

В ее основе, как утверждают США и Великобритания, лежали такие предприятия, как научно-технологический парк Golden Fortune — комплекс, построенный Prince Group в Чрейтхоме, недалеко от границы с Вьетнамом.

В прошлом Prince Group отрицала какую-либо причастность к мошенничеству и заявляла, что больше не имеет никакого отношения к Golden Fortune, однако расследование, проведенное США и Великобританией, утверждает, что между ними по-прежнему существует явная деловая связь.

В рамках своего расследования дела Чэнь Чжи г-н Адамович Дэвис опросил ряд людей, живущих и работающих рядом с отелем Golden Fortune. Они рассказали о жестоких избиениях, в основном китайцев, вьетнамцев и малайзийцев, которые пытались сбежать из комплекса, где их заставляли заниматься онлайн-мошенничеством.

«Я думаю, что именно масштаб его деятельности действительно выделяет Чэнь Чжи», — говорит он, добавляя, что поразительно, как Prince Group удалось создать «глобальное присутствие», не поднимая тревоги, учитывая серьезные уголовные обвинения, с которыми ей теперь приходится сталкиваться.

«Многих должно беспокоить то, что Чэнь Чжи никогда не смог бы приобрести все эти активы ни в Сингапуре, ни в Лондоне, ни в США. Юристы, бухгалтеры, агенты по недвижимости, банкиры — все должны были смотреть на эту группу и говорить: «Погодите-ка, это же какая-то ерунда». И они этого не сделали».

Сегодня, после всей шумихи, вызванной санкциями США и Великобритании, компании спешат дистанцироваться от Prince Group.

Центральный банк Камбоджи был вынужден опубликовать заявление для обеспокоенных вкладчиков, заверив их, что они смогут забрать свои средства из банка Prince Bank. Власти Южной Кореи заморозили депозиты на сумму 64 млн долларов, хранящиеся в корейских банках.

Правительства Сингапура и Таиланда обещают провести расследования в отношении дочерних компаний Prince в своих юрисдикциях. Из 18 лиц, преследуемых США и Великобританией, трое являются гражданами Сингапура.

Правительство Камбоджи не сделало никаких заявлений, лишь настоятельно призвало власти США и Великобритании убедиться в наличии у них достаточных доказательств для подтверждения своих обвинений.

Но правящей элите Камбоджи будет сложно дистанцироваться от Чэнь Чжи, несмотря на столь длительную близость к нему. Камбоджа и без того сталкивалась с растущим давлением из-за терпимости к мошенническим компаниям, которые, по некоторым оценкам, могут составлять около половины всей экономики.

А что же сам Чэнь Чжи?

С момента объявления санкций на прошлой неделе о нём ничего не было слышно и не видно. Загадочный магнат, некогда один из самых влиятельных людей в Камбодже, похоже, исчез.

Поделитесь новостью