Археологи из Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии Большого Алтая при Алтайском государственном университете в сотрудничестве с Кыргызским национальным университетом имени Жусупа Баласагына обнаружили в Чуйской области на севере Кыргызстана ранее неизвестную каменную скульптуру, изображающую женское лицо, высеченную на валуне, пишут СМИ.
Находка, предположительно относящаяся к раннему тюркскому периоду (VI–VIII вв. н. э.), проливает новый свет на символическое искусство и погребальные традиции древних кочевых обществ Центральной Азии.
Скульптура была обнаружена в ходе совместной кыргызско-российской археологической экспедиции на археологическом комплексе Боромбай близ села Кызыл-Октябрь Кеминского района. Памятник, расположенный в предгорьях Чуйской долины, содержит десятки курганов и ритуальных сооружений, охватывающих несколько эпох.
По словам профессора Алексея Тишкина, руководителя экспедиции, группа обнаружила каменную фигуру недалеко от погребальной группы Боромбай-I. Изображение, высеченное на большом валуне, не характерном для этого места, изображает женщину в характерном трёхрогом головном уборе — элементе, характерном для раннетюркской иконографии. В правой руке фигура держит чашу — традиционный символ, часто связанный с ритуальными подношениями или почитанием предков.
«Композиция валуна отличается от местных камней, что указывает на то, что он был намеренно перевезён на место для создания этого изображения», — пояснил Тишкин. «Это редкий пример раннетюркской антропоморфной скульптуры, изображающей женскую фигуру, а не мужчину-воина или правителя».
Исследовательская группа провела детальную фотограмметрию находки и создала цифровую 3D-модель для будущей публикации. На поверхности предмета видны следы тщательной выбивки и полировки, характерные для методов обработки камня раннетюркского периода. Это открытие дополняет небольшой, но постоянно растущий корпус женских антропоморфных скульптур, известных из Внутренней Азии, расширяя современное понимание символической и социальной роли женщин в ранних тюркских верованиях.
Археологи отмечают, что трёхрогий головной убор, иногда интерпретируемый как символ небес или божественной защиты, имеет параллели в других ранних тюркских и степных художественных традициях. Аналогичные мотивы встречаются на петроглифах и бронзовых изделиях из Монголии и Южной Сибири, что свидетельствует об общих культурных традициях на просторах Большой евразийской степи.
Помимо скульптуры экспедиция исследовала два крупных захоронения: курган Боромбай-I № 39 и курган Боромбай-II № 8.
В кургане № 39 обнаружено большое катакомбное захоронение с несколькими слоями камней. Хотя гробница была разграблена в древности, исследователи обнаружили фрагменты костей и керамические сосуды, которые будут подвергнуты радиоуглеродному датированию для определения абсолютной хронологии.
«Подобный тип катакомбных сооружений на Русском Алтае не наблюдался, — сказал Тишкин. — Скорее всего, он относится к дотюркскому периоду, возможно, связанному с кенкольской культурой или даже с более ранними традициями».
В Боромбае-II курган № 8 представлял собой овальное кольцо из крупных камней, в котором не было человеческих останков. Археологи интерпретируют его как кенотаф — символическую могилу, увековечивающую память о человеке, умершем вдали от дома. Находки фрагмента керамики и хорошо обработанного каменного пестика подтверждают ритуальный характер кургана.
В общей сложности на территории Боромбая-I был зарегистрирован 41 археологический объект, включая каменные ограды и ритуальные сооружения. К сожалению, многие курганы были повреждены в результате дорожного строительства и длительного сельскохозяйственного использования.
После завершения раскопок все траншеи были засыпаны и покрыты дерном для восстановления естественного ландшафта. Группа подчеркнула, что дальнейшие исследования в Чуйской долине потребуют более продолжительных полевых сезонов, дополнительного финансирования и более широкого использования технологий цифровой регистрации.
Сотрудничество Алтайского государственного университета и Кыргызского национального университета знаменует собой первую систематическую полевую работу алтайских археологов в Кыргызстане. Дальнейшие экспедиции направлены на изучение культурных и хронологических связей между древним населением Алтая и Центральной Азии.
«Открытие скульптуры Боромбая открывает новую страницу в изучении раннетюркского монументального искусства, — сказал Тишкин. — Она предоставляет прямые археологические свидетельства общности художественного и ритуального мировоззрения кочевых народов Большого Алтая и Кыргызской степи».








