Алмазбек Атамбаев прокомментировал слова Садыра Жапарова о причинах энергодефицита

Автор -

    Бывший президент Алмазбек Атамбаев прокомментировал слова президента Садыра Жапарова об энергодефиците:

    Дорогие соотечественники!
    Я внимательно ознакомился с недавним обращением президента Садыра Жапарова, где вместо отчетов, достижений и объяснений были упомянуты бесчисленные оправдания, угрозы народу и обиды.
    В заявлении президента, к сожалению, как всегда много неправды о периоде, когда я был президентом страны, поэтому я решил прояснить ситуацию.

    Я напомню, какой была страна, когда я стал главой государства в 2011-ом году. Энергетика страны тогда лежала на дне. Именно этот фактический развал энергетики стал одним из спусковых крючков Апрельской революции 2010 года. Веерные отключения шли каждый день, а зимой по расписанию обесточивали целые регионы и города. В Бишкеке картина была не лучше — жилые дома лишали трёхфазного питания, экономили даже на фонарях вдоль улиц. Помню, как ночью возвращался рейсом из Москвы и после ярких огней российских и казахстанских городов полутёмный, затухающий Бишкек буквально полоснул по сердцу.

    Когда я уходил в 2017-ом году, я и команда наших энергетиков были уверены, что мы навсегда решили проблему с энергетикой в стране. Я гордился тем, что на 2017-ый год страна перестала зависеть от уровня воды в Токтогулке. В 2017 и 2018-ом году, мы полностью были независимы и прекратили импорт электроэнергии полностью — я гордо называл это получением Кыргызстана собственной энергонезависимости. И нынешняя ситуация в энергетике удивляет меня, как можно было ее довести до состояния весны 2010 года?

    В период после 2010 года была построена и введена в эксплуатацию линия электропередачи «Датка-Кемин» и подстанция «Датка». Это основа нашей энергетической независимости, без которой сегодня нельзя было бы говорить ни о какой «суверенной энергетике». Раньше до 4,5 млрд кВт·ч нашей электроэнергии шли транзитом через соседей. За это Кыргызстан ежегодно платил Узбекистану около $8 млн и отдавал Казахстану электроэнергию на $5,6–7 млн. Более того, по нормам Казахстана стоимость транзита собирались поднять до $30–33 млн в год — то есть в перспективе мы бы теряли уже $38–41 млн ежегодно только за право перегонять свою же электроэнергию через чужие сети.

    При этом на севере страны дефицит мощности доходил до 500 МВт (до 40% потребления) из-за ограниченной пропускной способности линии «Токтогулская ГЭС — Фрунзенская». Да, на “Датку-Кемин” ушло полмиллиарда долларов кредита, но мы получили полную независимость своего энергокольца, и уже отбили эти деньги за 10 лет, сэкономив на прекращении выплат соседям по 40 миллионов долларов в год. Сегодня мы уже в плюсе от этого решения.

    С 2012 года, начата масштабная реабилитация Токтогульской ГЭС– самой важной станции страны, и в результате реабилитации страна получила еще 240 МВт мощности. Контракты, кредиты, проектные работы, первые этапы модернизации были подготовлены и запущены именно в наш период. Подготовка проекта совместно с Азиатским банком развития и ЕАБР ведётся с 2012 года. Первая фаза — замена трансформаторов, кабельных линий 500 кВ и другого ключевого оборудования — была завершена ещё до прихода этой власти. Вторая фаза, включающая замену гидроагрегатов №2 и №4, финансировалась по соглашению с АБР, подписанному в 2017 году.

    Прошла модернизация Бишкекской ТЭЦ, добавившая 300 МВт мощности. Да, вокруг нее были скандалы и уголовные дела. Но факт остается фактом — именно эта обновленная ТЭЦ сейчас отапливает и питает светом наш город. В те же годы начали развиваться малые и частные ГЭС, шло строительство и реконструкция сетей. И крайне обидно видеть, что те самые лицемеры, кричавшие о стоимости набора инструментов в 600$ (который включал и специальную вулканическую резину, не продающуюся в Кыргызстане и закупался TBEA), засудили всю команду профессиональных энергетиков решавших проблемы в энергетике на протяжении 6 лет. Сегодня они не замечают, как майнеры Ширшова на Камбар-Ате 2 завышают цену трансформаторов в 34 раза с 4,8 миллионов сомов до 55 млн. сомов.

    Мы всегда добивались прозрачности и открытости энергосектора. Мы никогда не засекречивали объёмы воды в Токтогульском водохранилище, а Нацстатком никогда не прятал разбивку импорта и экспорта электроэнергии по странам. Более того закупки оборудования на ТЭЦ всегда были открыты и для депутатов, и журналистов, и на них никогда не вешали метки “засекречено” и ДСП.

    Когда все это стирают одной фразой, что «ничего не делали», это оскорбление не Алмазбека Атамбаева, но и оскорбление труда тысяч людей, которые вытаскивали энергетику из 90-х и разрухи. Это оскорблением команды, которая работала и успешно вытащила страну из энергокризиса.

    В чем смысл сейчас, когда страна переживает страшнейший рукотворный энергокризис, развивать в стране майнинг, проводить советы по криптовлаютам с признанными авторитетными судами аферистами и мошенниками и экспортировать в три раза больше электроэнергии в Казахстан по смешным ценам?

    Льготный тариф 0,77 сома никогда не был «единственным» тарифом для населения. Это была социальная цена на объем до определённого лимита. Всё, что выше, оплачивалось по более высокой ставке. Экономисты правительства уже тогда признавали, что реальная себестоимость киловатта в районе 2–2,3 сома. То есть разница покрывалась за счет бюджета и это была осознанная социальная политика, правительство экономило на себе, чтобы народу было легче, сегодня идет обратная тенденция.

    Просто помните, что на все три суперважных неотложных для независимости и национальной безопасности Кыргызстана (ЛЭП-Датка-Кемин, новый блок Бишкекской ТЭЦ, дорога Север-Юг) было суммарно взято около одного миллиарда долларов льготного кредита. Эти проекты уже не раз спасали нашу страну от разных техногенных катастроф и шантажа соседних стран. При этом мы добились списания более полумиллиарда внешнего долга и привлекли миллиарды безвозмездных грантов, в том числе и РКФР. А на какие проекты пошли миллиардные кредиты взятые при других президентах? И какие долги списаны при них? Ведь сегодня государственный долг страны достиг уже 8,6 миллиарда долларов.

    Я никогда не говорил, что при мне все было идеально. Не буду говорить и сейчас. Но я категорически против того, чтобы весь период 2010–2017 годов объявляли «чёрной дырой».

    В те годы мы начали крупные инфраструктурные проекты, без которых сегодня невозможно было бы говорить о модернизации энергетики; мы держали тарифы на социально приемлемом уровне, не перекладывая все бремя на самые бедные семьи; да, мы брали кредиты, но не для дворцов и стадионов, а под конкретные объекты инфраструктурные и энергетические проекты, которые сегодня работают. Я уверен, повышай мы тарифы как сейчас, прямо у ворот Белого дома собирали десятки митингов.

    Нынешняя власть имеет полное право критиковать нас за ошибки и за просчеты. Но она не имеет права вычеркивать целое десятилетие труда тысяч людей и рассказывать молодому поколению сказку: «до нас здесь была только тьма».
    Я не стремлюсь к должностям и не участвую в сегодняшней власти. Но когда страна живёт в бедности и кризисе, а людям вместо честного анализа причин показывают политические шоу, то я обязан сказать, что такое отношение к правде опасно.

    Если мы хотим навести порядок в энергетике, надо открыто публиковать данные об импорте и экспорте электроэнергии, не засекречивать данные, играя цифрами в угоду политическому моменту, а также признавать вклад всех поколений энергетиков, а не делить историю на «до» и «после» одной фамилии.

    Я готов отвечать за свои решения и отвечал за них, в том числе и перед судом, каким бы он ни был. Но и нынешняя власть должна понимать, что историю прошедших 30 лет нельзя переписывать полностью под себя, как бы ни хотелось.
    С уважением,
    Алмазбек Атамбаев

    Поделитесь новостью