Началась предвыборная агитация досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызстана

Автор -

Сегодня, 10 ноября, начался период предвыборной агитации по досрочным выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызстана.

Согласно конституционного Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.

Так как предстоящие выборы – досрочные, весь избирательный процесс сокращается на треть, соответственно, предвыборная агитация продлится 20 дней, то есть стартует 10 ноября 2025 года и продлится до 8:00 часов 29 ноября 2025 года.

Для участия на предстоящих досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Центральной избирательной комиссией КР зарегистрировано 467 кандидатов, из них 276 — мужчин и 191 — женщин.

Таким образом, с 10 ноября 2025 года кандидаты в депутаты, политические партии, и другие заинтересованные граждане имеют право заниматься деятельностью по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию за кандидатов, либо против них, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов. При этом главное требование – соотнесение форм и методов проведения агитации требованиям законодательства о выборах.

Агитация может проводиться на собраниях, митингах, через средства массовой информации, а также интернет-издания. Избирательные комиссии должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями.

Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

Предвыборной агитацией закон признает:

— призывы голосовать за тех или иных кандидатов либо против них;

— выражение предпочтения в отношении отдельных кандидатов;

— описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов;

— распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

Кандидатам, политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться:

— через средства массовой информации;

— посредством проведения агитационных публичных мероприятий (митинги, собрания, телевизионные дебаты и иные), за исключением концертов, театрализованных представлений и спортивных мероприятий;

— путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (запрещается изготовление агитационных материалов за пределами страны. Экземпляры агитационных материалов или их копии должны представляться в ЦИК);

— в иных не запрещенных конституционным законом формах.

Не имеют право проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

— государственные гражданские и муниципальные служащие;

— лица, замещающие государственные политические должности, за исключением депутатов Жогорку Кенеша;

— специальные государственные и политические муниципальные должности, за исключением депутатов местных кенешей;

— члены избирательных комиссий;

— наблюдатели, международные наблюдатели;

— религиозные деятели;

— учредители и члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

— лица, не достигшие 18 лет;

— иностранные граждане и организации;

— лица без гражданства;

— работники территориального общественного самоуправления.

Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики.

В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи.

Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов и политических партий.

В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.

Предвыборную агитацию, требующую финансирования, разрешено вести только по согласованию с кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, и через их избирательные фонды.

Поделитесь новостью