Чёрная пятница или День без покупок: на чьей вы стороне в вопросе потребительства?

Хотя распродажи вроде «Черной пятницы» существуют давно, антипотребительские движения, как «День без покупок», набирают сторонников, борясь с чрезмерным потреблением, пишет Евроньюс.

Сверхпотребление в соцсетях, на онлайн-платформах и в обычных магазинах уже несколько лет остаётся устойчивой тенденцией; ситуацию усугубили рост соцсетей, инфлюенсеры, частые скидки и маркетинговые кампании.

Крупные распродажи вроде Чёрной пятницы, которая пройдёт завтра и фактически открывает ежегодный сезон праздничных покупок, тоже усугубили проблему.

Раньше это был один день; теперь Чёрная пятница растянулась на все выходные, включая Киберпонедельник. В некоторых регионах акции идут целую неделю, так называемую Кибернеделю.

Тем временем набирают силу движения против потребительства, призванные противостоять Чёрной пятнице и общей культуре глобальных трат и потребления. Одно из самых заметных — День отказа от покупок; он проходит в тот же день, что и Чёрная пятница.

Что такое День отказа от покупок?

День отказа от покупок — международная акция протеста против повсеместного потребительства. Участникам предлагается в течение 24 часов ничего не покупать, ни онлайн, ни офлайн, чтобы привлечь внимание к вредным последствиям чрезмерного потребления.

Инициатива появилась в 1992 году: её придумал канадский художник Тед Дэйв, а позже популяризовал антипотребительский журнал Adbusters.

С тех пор движение распространилось более чем в 60 странах мира.

Акция призывает сокращать отходы и задуматься о своих привычках тратить деньги. Участие помогает уменьшить мусор от упаковки, а также углеродный след от доставки и производства.

Этот день побуждает отдавать приоритет более содержательным, некоммерческим занятиям, вкладываться в более крепкие сообщества и пересмотреть связь между материализмом и счастьем. Это включает проведение времени с питомцами, друзьями и семьёй, участие в общественных мероприятиях и прогулки на улице.

Он также затрагивает более широкие вопросы, такие как социальное неравенство и экологические последствия. Акция привлекает внимание к повторному использованию и благотворительным секонд-хендам, которые не дают вещам попадать на полигоны, а также помогают малообеспеченным семьям.

Совпадая по времени с Чёрной пятницей, акция стала своего рода противовесом мировой культуре шопинга и за годы обрела немало сторонников, но при этом заметно расколола интернет.

Часть пользователей соцсетей поддерживает идеи бережливости, осознанных трат, культуры секонд-хенда и устойчивых покупок. Другие скорее разделяют подход YOLO («живём один раз») и культуру «маленьких радостей». По их мнению, раз большие жизненные цели, такие как покупка жилья и достаточные накопления на пенсию, для многих молодых людей всё менее достижимы, то не стоит осуждать небольшие удовольствия вроде походов по магазинам.

Всплеск антипотребительских движений

В этом году вокруг Чёрной пятницы разгорелось больше споров, чем обычно: заметно выросло число антипотребительских инициатив и бойкотов. Среди них — День отказа от покупок, «We Ain’t Buying It» и «Make Amazon Pay Day», все они приходятся на дни Чёрной пятницы или проходят рядом по датам.

Также объявлен массовый бойкот с 25 ноября по 1 декабря, нацеленный прежде всего на крупные корпорации, включая Amazon, Home Depot и Target, среди прочих. Это протест против нарушений трудовых прав, поддержки этими сетями Дональда Трампа, а также их сворачивания программ разнообразия, равенства и инклюзии.

«Amazon, Джефф Безос и их политические союзники делают ставку на техно-авторитарное будущее, но в этот Make Amazon Pay Day рабочие по всему миру заявляют: хватит», сказала в пресс-релизе генеральный секретарь UNI Global Union Кристи Хоффман.

«Годами Amazon подавляла право работников на демократию на рабочем месте через профсоюз и при поддержке авторитарных политических фигур. Её модель углубляет неравенство и подрывает фундаментальные права работников на объединение, коллективные переговоры и требование безопасных, справедливых условий труда».

Эти антипотребительские и бойкотные кампании также призывают покупателей поддерживать местные, устойчивые и секонд-хенд малые бизнесы, особенно принадлежащие чернокожим, иммигрантам или представителям меньшинств, а также тем, кто до сих пор сопротивлялся влиянию Трампа.

Поделитесь новостью