Парламент Кении обвинил британских военнослужащих, проходящих подготовку в стране, в сексуальном насилии, убийствах, нарушениях прав человека и ухудшении состояния окружающей среды. В докладе парламента приведены свидетельства жителей округов Лаикипия и Самбуру, расположенных рядом с военными учебными базами, пишет Би-би-си.
Военнослужащие Британского учебного подразделения армии в Кении (BATUK) уже несколько десятилетий проходят подготовку в центральной части этой страны. В рамках военного сотрудничества между странами каждый год более 1000 кенийских военных проходят обучение у британцев, а тысячи британских солдат направляются в Кению.
Как утверждается в 94-страничном отчете комиссии парламента Кении по вопросам обороны, разведки и международных отношений, опубликованном по итогам двухлетнего расследования, британские военные неоднократно нарушали этику и права человека и пренебрегали экологическими нормами.
Комиссия ссылается на устные и письменные показания пострадавших мирных жителей, жертв, лидеров общин, гражданских общественных организаций и государственных ведомств. Местные жители жаловались на убийства, нападения и причинение увечий, включая драки и смертельные ДТП с участием солдат BATUK.
В отчете утверждается, что BATUK все чаще воспринимается как оккупационная сила, а не партнер по развитию, и пострадавшие жители проводят параллели с несправедливостями колониальной эпохи.
Одним из самых показательных случаев стало убийство Агнес Ванджиру в 2012 году. Ее тело нашли в септическом резервуаре отеля в гарнизонном городке Наньюки почти через три месяца после того, как она, как сообщалось, провела вечер с британскими солдатами.
Бывший британский солдат, обвиняемый в убийстве Ванджиру, был арестован в прошлом месяце после выдачи ордера в Великобритании, и теперь ему предстоит экстрадиция в Кению. Он отрицает обвинение, а его адвокаты заявили, что он намерен оспаривать экстрадицию.
Комиссия подчеркнула, что «достижение справедливости продвигается медленно и сопровождается серьезными и огорчительными препятствиями». В отчете говорится, что «расследование сталкивалось с неоправданным вмешательством и препятствиями, предположительно — со стороны персонала BATUK».
Британцев в Кении обвиняют и в том, что они отказались сотрудничать с парламентским расследованием и тем самым уклонялись от ответственности.
Британская Верховная комиссия в Кении заявила, что предоставленные ею материала не были учтены в выводах отчета, и подчеркнула свою готовность «полностью расследовать обвинения в рамках нашей юрисдикции, как только будут предоставлены доказательства».
В 2012 году был убит пастух Тилам Лереш — предположительно, сержантом BATUK. Сначала Великобритания выразила сожаление по поводу того, что Лереш был застрелен британским военнослужащим при исполнении служебных обязанностей, однако в октябре в заявлении парламентскому комитету Министерство обороны отметило, что британские прокуроры пришли к выводу, что для выдвижения обвинений доказательств недостаточно. При этом Великобритания заявила, что остается открытой для рассмотрения любых новых доказательств, если они появятся.
В отчете парламентской комиссии отмечаются «тревожные тенденции неподобающего сексуального поведения военнослужащих BATUK» и утверждается, что выжившие после сексуального насилия рассказывали о прекращенных делах и неправильно обработанных заявлениях, при этом «многим жертвам было отказано в доступе к правосудию», их дела остались нерассмотренными.
В документе приводятся «убедительные доказательства» сексуального насилия, совершаемого солдатами BATUK, особенно в отношении женщин из общин самбуру и масаи.
В свидетельствах пострадавших описывается, как солдаты охотились за местными женщинами, нападая на них, когда те собирали дрова, шли за водой или пасли скот.
Среди прочего пересказывался инцидент, призошедший в 1997 году в Арчерс-Пост, когда «30 женщин подверглись групповому изнасилованию под угрозой ножа», некоторые — прямо у себя дома.
Свидетели также описывали случаи непристойного поведения солдат в общественных местах, включая появление обнаженными в общественных местах и в центрах городков, часто в состоянии опьянения, с нарушением общественного порядка, а в некоторых случаях — с насильственным или сексуально агрессивным поведением.
В BATUK заявили, что придерживаются политики «нулевой терпимости к сексуальной эксплуатации и насилию» и что любые подобные обвинения воспринимаются крайне серьезно.
Помимо этого, расследование задокументировало случаи рождения детей, отцы которых не стали ими заниматься. «Десятки детей были зачаты от британских солдат, которые вернулись домой, оставив после себя одиноких матерей, сталкивающихся с финансовыми трудностями и стигматизацией», — говорится в документе.
Как заявили кенийские депутаты, BATUK никогда не проводил предусмотренную законом оценку того, как военная подготовка в регионе воздействует на экологию и социальную ситуацию. По их словам, военные могли использовать белый фосфор, «печально известный тяжестью причиняемых телесных повреждений».
Жители сообщали о респираторных проблемах, выкидышах и гибели скота из-за токсичных испарений и оставшихся после учений военных отходов.
Был случай, когда местный житель погиб после того, как унес с полигона неразорвавшийся боеприпас, а ребенок, нашедший еще один боеприпас, потерял обе руки и глаз.
В свою защиту BATUK заявил, что независимые экологические аудиты показали высокий уровень соответствия кенийским нормам.
Следственная комиссия сообщила, что представители BATUK «упорно» отказывались являться на заседания комитета и «ссылаются на дипломатический иммунитет».
Министерство обороны Великобритании сообщило, что ответило на вопросы, поднятые в ходе расследования, и «изложило предпринятые меры для решения поднятых проблем».
Верховная комиссия Великобритании заявила, что готова расследовать «те новые обвинения, которые были отражены в отчете комитета».
«Мы глубоко сожалеем о проблемах, возникших в связи с нашим военным присутствием в Кении», — говорится в заявлении.
Парламентская комиссия пришла к выводу, что действующее соглашение о военном сотрудничестве между Кенией и Великобританией является «структурно несовершенным», и отметила серьезные пробелы в правовом акте. В частности, «обвинение в убийстве, несмотря на его тяжесть, не прописано явно как преступление, выходящее за рамки исполнения служебных обязанностей», и это — «значительное препятствие для правосудия», а существующий механизм надзора в основном неэффективен.
Комитет рекомендовал внести изменения в военное соглашение, включив туда кодекс поведения для иностранных военных, правила нулевой терпимости к гендерному насилию, экологические обязательства и гражданский надзор.
Также он призвал министерство обороны Кении вести переговоры с правительством Великобритании о механизмах принуждения солдат BATUK к материальной поддержке их собственных детей.








