В Туркменистане на сотнях гектаров гибнет урожай хлопка

Автор -

    На полях Ахалского, Лебапского и Марыйского велаятов Туркменистана пропадает хлопок — убирать его некому. Сотни гектаров полей, принадлежащих чиновникам различного уровня, не обработаны своевременно дефолиантом и потому на них нельзя вывести комбайны; достойно же оплачивать труд наемных сборщиков современные баи не желают, очевидно, надеясь, что местные власти пришлют им бюджетников. Между тем на еще не убранных полях пасется скот, пишет turkmen.news.

    1 декабря на совещании правительства Туркменистана по вопросам сельского хозяйства хякимы всех пяти велаятов и вице-премьер Тангрыгулы Атахаллыев, курирующий отрасль, доложили президенту Сердару Бердымухамедову о продолжающемся сборе хлопка «без потерь». Президент поручил главам регионов и вице-премьеру собрать урожай «до последней коробочки».

    Однако наблюдатели turkmen.news в Ахалском, Лебапском и Марыйском велаятах сообщают о потерях, причем, больших. В начале декабря во всех трех регионах все еще можно увидеть сотни гектаров нетронутых полей. Хлопок на них осыпается и становится некондиционным — собрать его было некому. Пропадает многомесячный труд десятков людей, впустую потрачены материально-технические ресурсы: семена, вода, удобрения, препараты для борьбы с вредителями, горюче-смазочные материалы и другие затраты для использования сельхозтехники. Почему же такое происходит?

    По информации наблюдателей, обычные дехкане на своих 3-5 гектарных участках собрали выращенный урожай до последней коробочки. Неубранными остаются огромные площади посевных угодий, владельцами которых являются состоятельные люди — местные чиновники из хякимлика и представители правоохранительных органов. Причина в том, что эти так называемые арендаторы сами не желают работать на арендованных полях, но и платить сборщикам по 1 манату за каждый собранный килограмм хлопка также не хотят. Они либо рассчитывают на то, что из города пригонят бюджетников, либо найдутся те, кто соберет их хлопок по 0,50 маната за кило или того дешевле.

    Но таких сборщиков не находится. В сельской местности практически не осталось людей, а тем более тех, кто будет работать за копейки. Сельчане распродают свою скотину, старый автомототранспорт, кое-что из имущества или влезают в долги, чтобы оформить визу, купить билет на самолет и улететь за рубеж на заработки.

    Захватив себе правдами и неправдами большие земельные угодья, скупые на расходы современные баи-землевладельцы не могут собрать свой урожай даже комбайнами. Для этих машин нужны идеальные поля, где нет сорняков и где хлопчатник предварительно обработан дефолиантом с уже опавшими с кустов листьями. Но таких полей нет, поэтому выпускать в поле хлопкоуборочный комбайн бессмысленно — вместо хлопка он соберет непонятную смесь с грязным сырцом и все еще зелеными листьями.

    Но местные чиновники особо не переживают, что хлопок на их больших участках остается неубранным. Помимо хлопчатника, они высевают более выгодные сельхозкультуры. Например, рис, овощи, бахчевые, кунжут, подсолнечник, которые вмиг продаются на местных рынках за наличные деньги. Что касается неубранного урожая хлопка, то и здесь крупные землевладельцы ничего не теряют — они попросту выгоняют свой же скот на арендованные массивы и за счет этого получают высокие привесы и надои. Практически у каждого из них, как у новоявленного бая из села Исбаз Хусниддина Базарова, имеется несколько тысяч голов мелко- или крупнорогатого скота.

    Только в этрапах Лебапского велаята наблюдатель turkmen.news видел, как пропадает хлопок на площади примерно в 350 гектаров. Такие же площади с неубранным урожаем есть в Марыйском и в восточных этрапах Ахалского велаятов.

    Ранее turkmen.news сообщал, что, несмотря на закупки современных хлопкоуборочных комбайнов, их все равно не хватает или же они фигурируют лишь в отчетах. Комбайны в первую очередь отправляют по звонку на поля нынешних или бывших чиновников. В таких ситуациях обычные дехкане без связей и денег полагаются лишь на собственные силы.

    По информации источников, в этом году хлопчатник повсеместно уродился неплохим. Казалось, что уже к концу ноября намеченный годовой объем хлопка должен быть в закромах. Однако хлопок все еще остается в поле. А хякимы и вице-премьер Тангрыгулы Атахаллыев, которого в бытность руководителем Балканского велаята прозвали «Миллиард», докладывают президенту, что все идет нормально.

    Поделитесь новостью