В прошлом году в Японии более 18 000 пожилых людей, страдающих деменцией, покинули свои дома и скитались. Почти 500 из них впоследствии были найдены мёртвыми, сообщает Би-би-си.
По данным полиции, число подобных случаев удвоилось с 2012 года, что подчеркивает растущую нагрузку на старейшее общество мира.
Кризис еще больше усугубляется сокращением рабочей силы и жесткими ограничениями на приезд иностранных работников для оказания услуг по уходу.
Правительство Японии определило деменцию как одну из самых неотложных политических задач. Министерство здравоохранения подсчитало, что расходы на здравоохранение и социальную помощь, связанные с деменцией, к 2030 году достигнут 14 триллионов иен (90 млрд долларов США; 67 млрд фунтов стерлингов) — по сравнению с девятью триллионами иен в 2025 году.
В своей последней стратегии правительство обозначило более решительный поворот в сторону технологий для ослабления давления.
По всей стране люди внедряют системы на основе GPS, чтобы отслеживать местонахождение тех, кто бродит.
В некоторых регионах предлагаются носимые GPS-метки, которые могут оповещать власти в тот момент, когда человек покидает обозначенную зону.
В некоторых городах работники магазинов шаговой доступности получают уведомления в режиме реального времени — это своего рода общественная сеть безопасности, которая может найти пропавшего человека за несколько часов.
Роботы-сиделки и ИИ
Другие технологии направлены на раннее выявление деменции.
Система aiGait от Fujitsu использует искусственный интеллект для анализа осанки и походки, выявляя ранние признаки деменции — шаркающую походку, замедленные повороты или трудности при стоянии — и формируя контуры скелета, которые врачи могут просматривать во время плановых осмотров.
«Раннее выявление возрастных заболеваний имеет решающее значение», — говорит Хиденори Фудзивара, представитель Fujitsu. «Если врачи смогут использовать данные захвата движения, они смогут вмешаться раньше и помочь людям дольше оставаться активными».
Тем временем исследователи из Университета Васэда разрабатывают AIREC — гуманоидного робота весом 150 кг, призванного стать «будущим» сиделкой.
Он может помочь человеку надеть носки, приготовить яичницу-болтунью и сложить бельё. Учёные из Университета Васэда надеются, что в будущем AIREC сможет менять подгузники и предотвращать пролежни у пациентов.
Аналогичные роботы уже используются в домах престарелых, чтобы воспроизводить музыку для жильцов или помогать им выполнять простые упражнения на растяжку.
Они также наблюдают за пациентами ночью, размещая их под матрасами для отслеживания сна и состояния, и сокращают необходимость в обходах людей.
Хотя разработка человекоподобных роботов ведется в ближайшем будущем, доцент Тамон Мияке говорит, что потребуется не менее пяти лет, чтобы достичь необходимого уровня точности и интеллекта и безопасно взаимодействовать с людьми.
«Для этого требуется восприятие всего тела и адаптивное понимание того, как подстроиться под каждого человека и ситуацию», — говорит он.
Эмоциональная поддержка также является частью инновационного движения.
Poketomo, робот высотой 12 см, можно носить с собой в сумке или кармане. Он напоминает пользователям о необходимости принять лекарства, в режиме реального времени информирует, как подготовиться к погоде на улице, и предлагает беседу тем, кто живёт один, что, по словам его создателей, помогает смягчить социальную изоляцию.
«Мы сосредоточены на социальных вопросах… и на использовании новых технологий для решения этих проблем», — рассказала BBC Михо Кагэй, менеджер по развитию компании Sharp.
Однако, хотя устройства и роботы предлагают новые способы оказания помощи, человеческое общение остается незаменимым.
«Роботы должны дополнять, а не заменять людей, осуществляющих уход», — сказал г-н Мияке, учёный из Университета Васэда. «Хотя они могут брать на себя некоторые задачи, их главная роль — помогать как сиделкам, так и пациентам».
В ресторане Mistaken Orders в районе Сэнгава, Токио, основанном Акико Канной, люди толпами приходят, чтобы их обслужили пациенты, страдающие деменцией.
Вдохновленная опытом своего отца, страдающего этим заболеванием, г-жа Канна хотела создать место, где люди могли бы оставаться вовлеченными и чувствовать себя целеустремленными.
Тосио Морита, один из официантов кафе, использует цветы, чтобы запомнить, за каким столиком что было заказано.
Несмотря на снижение когнитивных способностей, мистер Морита наслаждается общением. Для его жены кафе даёт передышку и помогает ему не терять концентрацию.
Кафе Канны наглядно демонстрирует, почему социальные вмешательства и поддержка сообщества остаются важными. Технологии могут стать инструментами и средством облегчения, но именно осмысленное взаимодействие и человеческое общение действительно поддерживают людей с деменцией.
«Честно? Мне нужны были карманные деньги. Мне нравится знакомиться с разными людьми», — говорит мистер Морита. «Все люди разные — и это делает всё это интересным».








