Революция MAGA во внешней политике США приносит как хорошие, так и плохие новости, пишет Foreign Policy. (перевод Briefly):
С. Раджа Мохан, обозреватель Foreign Policy и бывший член Совета национальной безопасности Индии.
В Вашингтоне каждая новая администрация приходит со своей идеологической коалицией и неизбежно выпускает документ, формулирующий её представления о национальной безопасности США. Последняя версия Стратегии национальной безопасности (СНБ), обнародованная администрацией Трампа на прошлой неделе, полностью вписывается в эту традицию. Но куда важнее то, что этот документ представляет собой отход от прежних ориентиров: если предыдущие стратегии варьировали в рамках широкого послевоенного и постхолодновоенного внешнеполитического консенсуса, то новая СНБ фиксирует резкий разрыв с ним.
Остаётся неясным, насколько этот документ отражает реальные будущие действия президента США Дональда Трампа. Тем не менее он несомненно стал важной вехой в эволюции внутренней дискуссии о месте Америки в мире — дискуссии, в которой отражаются мировоззрение движения MAGA и меняющиеся настроения американского общества. Для Азии СНБ служит окном в понимание того, как вторая администрация Трампа видит Индо-Тихоокеанский регион, относится к союзникам, оценивает Китай и представляет роль США в эпоху ожесточённого геополитического соперничества
Национализм MAGA как новая рамка внешней политики
Прежде всего, СНБ чётко отражает знакомые черты национализма MAGA — сочетание внешнеполитической сдержанности, акцента на национальный интерес и отрицания интернационалистского мировоззрения. В документе подчёркивается, что стратегия «не основана на традиционной политической идеологии» и «мотивирована прежде всего тем, что выгодно Америке» — или, в двух словах, America First.
СНБ стремится уйти от прежних масштабных амбиций американской гегемонии и перейти к более узкому пониманию национального интереса, укоренённому во внутреннем обновлении. Для многих мировых столиц, уставших от американского назидания, такая идеологическая перестройка выглядит долгожданной.
Однако для Азии новая стратегия несёт в себе и положительные элементы, и тревожные сигналы.
Пять причин, по которым Азия рассматривает новую СНБ как шанс
1. Азия — главный внешнеполитический приоритет США вне Западного полушария
Документ ставит Азию — точнее, Индо-Тихоокеанский регион — на вершину внешнеполитической повестки США за пределами Западного полушария, которое остаётся ядром стратегии Трампа. Этот фокус означает преемственность курса: азиатский «поворот» Обамы, концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» первого срока Трампа, Индо-Тихоокеанская стратегия Байдена. Рост мощи Китая и экономическая динамика региона делают такой приоритет неизбежным.
Не менее важным является подтверждение давнего принципа: США будут противостоять доминированию в Азии какой-либо одной державы. Для стран, обеспокоенных амбициями Китая, это критически важный сигнал.
2. Азия избегает той резкой критики, которую США теперь адресуют Европе
Стратегия Трампа открыто критикует Европу за «упадок, зависимость и либеральные излишества». Азию же СНБ описывает с подчёркнутым стратегическим уважением. США обещают ограниченное и выборочное вмешательство в Индо-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке — в отличие от заявленного «мускулистого активизма» в Европе, который должен «спасти западную цивилизацию».
Причина проста: идеологическая война MAGA — это внутренняя борьба Запада о ценностях и будущем либерализма. Азия в эту полемику не вовлечена.
3. Азия не раздражает США наднациональным управлением — в отличие от ЕС
Европейский Союз своей мощной бюрократией вызывает резкое неприятие MAGA. Азия же, где региональные институты развиты гораздо слабее, выглядит более совместимой с трамповским мировоззрением, основанным на суверенитете, национальном интересе и прагматическом сотрудничестве.
Либеральный интернационалистский акцент на правах человека и социальных стандартах всегда плохо воспринимался значительной частью азиатских правительств — от Китая до демократических, но националистически ориентированных обществ. Для них America First с её акцентом на суверенитет выглядит логично и предсказуемо.
4. Призыв Трампа к прагматизму совпадает с азиатской политической культурой
Многие правительства региона давно относились с недоверием к формуле «международного порядка, основанного на правилах». Она казалась лицемерной или навязанной — особенно в свете того, что США сами не всегда соблюдали свои же правила.
Акцент на прагматизме и коммерциалистском подходе к дипломатии вызывает куда больше доверия. Азиатские государства, хорошо знакомые с транзакционным подходом, чувствуют себя комфортно, когда США ведут дела прагматично. Показательно, как правительства региона соревновались за заключение выгодных сделок с Трампом во время его недавнего турне.
5. Признание Китая «почти равным конкурентом» устраивает многие столицы региона
Значительная часть Азии получила огромные выгоды от китайско-американского сближения после 1980-х и с тревогой смотрит на перспективу новой холодной войны. Стремление не выбирать между Вашингтоном и Пекином остаётся доминирующим настроением.
Готовность Трампа рассматривать Китай как «почти равного» партнёра и стремление к «взаимовыгодным экономическим отношениям» успокаивает многие столицы. Для стран вне формальных союзов — например, Индии — призыв Трампа к возложению большей региональной ответственности открывает пространство для укрепления собственного стратегического веса.
Но Азия видит и риски: неопределённости не меньше, чем возможностей
1. США могут по-прежнему вмешиваться во внутренние дела государств
Хотя акцент на невмешательстве кажется позитивным, Азия понимает: сверхдержавы вмешиваются не по принципу, а по возможности. Давление Трампа на Южную Африку и Нигерию показывает, что импульс к наказанию и принуждению никуда не исчез.
2. Трамповский транзакционализм может переходить в экономическое давление
Требования США к Японии и Южной Корее увеличить инвестиции сопровождались, по сути, вымогательскими условиями. Аналогичные практики Трамп применял и к Малайзии и Камбодже. Это не уважение суверенитета, а давление сильного на слабого.
3. Отказ от «порядка, основанного на правилах», делает слабые государства ещё более уязвимыми
Если США не готовы защищать территориальную целостность государств, малые страны Азии окажутся один на один с Китаем. Давление Вашингтона на Украину с требованием уступок России вызывает серьёзные опасения в регионе относительно того, как США поведут себя при китайской экспансии.
4. Экономическое сближение с Китаем может вступить в противоречие с обязательствами по безопасности
С ростом мощи Китая США будут всё труднее сохранять военное превосходство. Это усиливает тревогу среди союзников и может подтолкнуть некоторые государства к радикальным решениям, включая обсуждение ядерных опций.
5. Тайвань остаётся главным источником неопределённости
Формулировки СНБ по Тайваню породили яростные споры, но они мало говорят о том, как США поступят в реальном кризисе. Жёсткий ответ Вашингтона премьер-министру Японии Санаэ Такаити, связавшей безопасность Японии с судьбой Тайваня, лишь усилил тревогу: Трамп требует от союзников большего, но сам даёт всё меньше гарантий.
Азия должна учиться жить в новой стратегической реальности
У Азии, в отличие от Европы, может быть больше времени, чтобы адаптироваться к изменениям в американской политике. Но её вызовы куда значительнее. В отличие от России, Китай действительно обладает потенциалом трансформировать безопасность всего региона.
Будущее Индо-Тихоокеанского пространства будет зависеть от того, как США управят сложным сочетанием конкуренции и экономической взаимозависимости с Пекином. Неоднозначность американской политики способна вызвать цепную реакцию по всему региону.
Иного выбора нет: Азия должна развивать собственные возможности, расширять партнёрства за пределами США и строить гибкие коалиции. На этом фоне предложение СНБ о «сети распределения бремени» открывает новые возможности:
«Соединённые Штаты будут готовы помочь — возможно, через более благоприятные коммерческие условия, обмен технологиями и оборонные закупки — тем странам, которые добровольно берут на себя большую ответственность за безопасность в своих регионах».
Азии стоит воспользоваться этим шансом.








