Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, участницей которого является Кыргызская Республика, имеет своей целью полную и окончательную отмену смертной казни и не предусматривает механизма денонсации. Это означает, что государство, присоединившись к Протоколу, приняло на себя бессрочное обязательство не вводить смертную казнь вновь и не прибегать к ней ни при каких обстоятельствах.
Введение смертной казни во внутреннем праве в таких условиях неизбежно поставило бы Кыргызскую Республику в положение государства, нарушающего свои договорные обязательства, что несовместимо с конституционно закрепленным признанием международного права и принципом добросовестного исполнения международных договоров.
Кыргызстан, как правовое государство, продолжит добросовестно выполнять все взятые на себя международные обязательства. Вместе с тем, в рамках этих обязательств работа по внесению изменений в национальное законодательство в части усиления наказания за преступления против детей и женщин будет продолжена, говорится в заявлении МИД Кыргызстана (ниже полный текст заявления).
Участившиеся в последнее время случаи убийств детей и женщин с отягчающими обстоятельствами потрясли всю общественность страны. Глава государства, обеспокоенный ростом числа жестоких преступлений в отношении женщин и детей, взял дело об убийстве 17-летней девушки из Каракола под личный контроль и поручил компетентным государственным органам страны внести предложения по изменению законодательства, предусматривающему возможность применения смертной казни за изнасилование детей, убийство, сопряженное с изнасилованием.
С 13 по 28 октября 2025 года соответствующие проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики» и проект Закона Кыргызской Республики «О признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О присоединении Кыргызской Республики ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни, принятому резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 года» от 16 марта 2010 года №52» прошли процедуру общественного обсуждения. По итогам общественного обсуждения большинство участников выступило против введения смертной казни.
2 декабря 2025 года Президент Кыргызской Республики С. Жапаров направил проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики» в Конституционный суд Кыргызской Республики для дачи по нему официального заключения.
10 декабря 2025 года Конституционный суд Кыргызской Республики, исходя из совокупности конституционных и международно-правовых аргументов, принял решение, что восстановление смертной казни посредством конституционной поправки не соответствует Конституции, является недопустимым и невозможным. Соответственно, проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики» не может быть вынесен на референдум и все процедуры по реализации инициативы для его принятия подлежат прекращению с момента вступления в силу Заключения Конституционного суда Кыргызской Республики.
Следует отметить, что Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, участницей которого является Кыргызская Республика, имеет своей целью полную и окончательную отмену смертной казни и не предусматривает механизма денонсации. Это означает, что государство, присоединившись к Протоколу, приняло на себя бессрочное обязательство не вводить смертную казнь вновь и не прибегать к ней ни при каких обстоятельствах.
Введение смертной казни во внутреннем праве в таких условиях неизбежно поставило бы Кыргызскую Республику в положение государства, нарушающего свои договорные обязательства, что несовместимо с конституционно закрепленным признанием международного права и принципом добросовестного исполнения международных договоров.
Кыргызстан, как правовое государство, продолжит добросовестно выполнять все взятые на себя международные обязательства. Вместе с тем, в рамках этих обязательств работа по внесению изменений в национальное законодательство в части усиления наказания за преступления против детей и женщин будет продолжена.








